«По дороге к Азбуке»

Воспитатель первой квалификационной категории Захарова Светлана Ивановна.
Воспитатель первой квалификационной категории
Захарова Светлана Ивановна

Программа занятий

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

9

4.

Содержание изучаемого курса

12

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

36

6.

Список литературы

40

7

Приложения

42

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Образовательная Программа «По дороге к Азбуке»

(далее – программа)

Руководители программы

Воспитатели:

Захарова Светлана Ивановна

Моисеева Ирина Александровна

Ванифатова Нина Александровна

Чекайкина Раиса Николаевна

Организация- исполнитель

Адрес организации исполнения

Цели Программы

МАДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №4»

г. Саранск, ул.Попова 64 б

тел.

Всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств, комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Направленность программы

Речевое развитие

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

Ожидаемые конечные результаты Программы

Ребенок к концу обучения владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы. Программа «По дороге к Азбуке» имеет познавательно-речевую направленность. Дополнительная образовательная программа «По дороге к Азбуке» разработана на основе пособия «По дороге к азбуке», (авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,
Т. Р. Кислова) – образовательная программа «Школа 2100».

2. Новизна программы. Новизна дополнительной образовательной программы «По дороге к Азбуке» состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории развития и обучения Н.И. Чуприковой можно полностью отказаться от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д. 

В дополнительной образовательной программе «По дороге к Азбуке» каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия. В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.).

3. Актуальность программы. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 4-5-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.

4. Отличительные особенности программы.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с                    использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности,                            своего внутреннего мира через диалог с другими личностями,                                                     другими мирами, другими культурами. 

            5. Педагогическая целесообразность.     Занятия строятся в занимательной игровой форме с                    использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

            Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

6. Цель программы: всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлении об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств, комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей 4-5 лет, развитие фонематического слуха.

7. Задачи программы.

Обучающие:

Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.

Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

Развитие наглядно – образного и формирование словесно – логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.

Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.

Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

Развивающие:

Развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.

Развитие умений общения со сверстниками, со взрослыми, умения видеть мир глазами другого человека.

Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

Развивать умение оперировать единицами языка: словом, словосочетанием, предложением.

Развивать звуковую культуру речи.

Воспитательные:

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Расширять представление об окружающем мире, явлений действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

8. Возраст детей.

Возраст детей – 4-5 года; сроки реализации – 1 год.

10. Формы и режим занятий.

Программа предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность детей. Рассчитана на один год обучения (среднюю группу). Кружковая работа проводится два раза в неделю  во второй половине дня не более 20 минут.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ребенок к концу обучения владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им.

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

12. Форма проведения итогов.   1этап – выступление на родительском собрании,  заслушивание аудиокассеты беседа с детьми «Осенние краски природы» ;   2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, фоторепортаж фрагментов занятий;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

«В гости к ежику»

1

20 мин

5 мин

15 мин

2

«Играем с буквами»

2

20 мин

5 мин

15 мин

3

Чтение сказки А. Суконцева «Как ежик шубу менял»

1

20 мин

5 мин

15 мин

4

Играем с буквой «О»

1

20 мин

5 мин

15 мин

5

Модификация русской народной сказки «Репка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

6

Путешествие в летнюю и зимнюю сказку. Звук «Ж»

1

20 мин

5 мин

15 мин

7

А. Барто «Девочка-ревушка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

8

Музыкальные сказки

2

20 мин

5 мин

15 мин

9

Учись отгадывать загадки. Звук «С»

1

20 мин

5 мин

15 мин

10

Играем с буквой «С»

1

20 мин

5 мин

15 мин

11

Обобщение знаний об изученных звуках и буквах

      1

   20   мин

      5 мин

   15 мин

12

Части суток. Звук «З»

      1

   20 мин

      5 мин

  15 мин

13

Времена года. Звук «Ш»

      1

   20 мин

      5 мин

  15мин

14

В. Чаплин «Мушка» Звук «М»

      1

20 мин

      5 мин

15 мин

15

Играем с буквой «М»

      1

20 мин

5 мин

15 мин

16

Описательный рассказ по картине «Зима».

1

20 мин

5 мин

15 мин

17

Зимние забавы

2

20 мин

5 мин

   15мин

18

Моделирование сказки. Дифференциация звуков «С», «Ш»

1

20 мин

5 мин

15 мин

19

Л.Н.Толстой «Косточка

1

25 мин

5 мин

15 мин

20

Играем с буквами «З», «С»

1

20 мин

5 мин

15 мин

21

Рассказ «Кукла» Звуки «М», «Н», «Р», «Л».

1

20 мин

5 мин

15мин

22

Моделирование сказки. Звук и буква «В»

1

20 мин

5 мин

15мин

23

Играем с буквой «В»

1

20 мин

5 мин

15 мин

24

«Оживи картинку»

1

20 мин

5 мин

15мин

25

«Малые фольклорные формы»

2

20 мин

5мин

15 мин

26

Игра с буквами

2

20 мин

5 мин

15  мин

27

А.Введенского «Загадка». Звук и буква «Г»

1

20 мин

5 мин

15 мин

28

Играем с буквой «Г»

1

20 мин

5 мин

155 мин

29

Моделирование стихотворения В.Берестова «Дракон»

1

20 мин

5 мин

15 мин

30

Играем с буквами

2

20 мин

5мин

15 мин

31

Стихотворение Я.Коласа «Песня о весне». Звук и буква «Ж»

1

20 мин

5 мин

15 мин

32

Стихотворение Б.Асаналие «Весна».

1

20 мин

5 мин

15 мин

33

Чтение веселых стихотворений

1

20 мин

5 мин

15 мин

34

В.Орлова «Фея одевается»

1

20 мин

5 мин

155 мин

35

Играем с буквами

1

20 мин

5мин

15 мин

36

Пересказ рассказов с постепенным усложнением

2

20 мин

5 мин

15 мин

37

Какой дождь. Звук и буква «Д».

1

20 мин

5 мин

15 мин

38

«Дом в котором я живу».

1

20 мин

5 мин

15мин

39

«У природы нет плохой погоды…»

1

20 мин

5 мин

15 мин

40

«Платьице для дочки». Звук и буква «К»

1

20 мин

5 мин

15 мин

41

Играем с буквами

1

20 мин

5мин

15мин

42

Здравствуй лето!

1

20 мин

5 мин

15мин

43

Итоговое занятие

1

20 мин

5 мин

15мин

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

  1. Лексическая работа:

Наблюдение над лексическим значением слова – названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значение в речи;

Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Осень» и др.)

Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;

Создание условий для употребления новых слов в собственной речи.

  1. Развитие грамматического строя речи:

Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражняя в словообразовании по образцу;

Наблюдения над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;

Формирования навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Практическое знакомство со словосочетанием и предложением;

Знакомство с предлогами; развития умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов;

  1. Развитие связной устной речи:

Обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

Обучению составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

Обучение подробному пересказу текста;

Обучению составлению устной загадки – описания, рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. По опорным словам.

  1. Развитие простых форм звукового анализа:

Знакомство со звуками; гласные и согласные звуки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Дата проведения

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Работа с родителями

Октябрь

1 неделя Занятие 1

«В гости к ежику».

Познакомить детей с обитателями осеннего леса: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме. Познакомить детей с буквенным изображением звуков[a], [y].

Разрезная азбука, букварь;

карточка с буквой «А» предметные картинки;

чтение стихотворений про алфавит, букву «А»; фонетическая зарядка; игры «Кто больше?», «Узнай звук», «Доскажи словечко»,

. Беседа с родителями о задачах и целях кружка.

Занятие 2

Играем с

Буквами.

Формировать зрительный образ буквы «А». Учить отмечать ее от других букв. Развивать

фонематический слух, слуховую память и внимание, мелкую моторику руки.

Картинки из кавролина, ниточки по количеству детей, счетные палочки.

Чтение стихотворения про букву «А». Фонетическая зарядка. Игры «Угадай слово», «Любопытный» Упражнение «Сочиняем сказку». Чтение скороговорок. Артикуляционная гимнастика.

Изображение буквы «А» с помощью ниткографии.

2 неделя Занятие 1

Чтение сказки А. Суконцева «Как ежик шубу менял».

Закрепить полученные знания об образе жизни обитателях осеннего леса. Чтение сказки. Учить называть слова-действия.

Иллюстрации к сказке А.Суконцева «Как ежик шубу менял»; карточки с буквой  «О»; ниточки по количеству детей.

Загадки о звуке и букве «О». Фонетическая зарядка.

Прописывание буквы «О» в воздухе.

 Игра «Доскажи словечко».

Консультация для родителей «Чтение- лучшее увлечение».

Занятие 2

Играем с буквой «О»

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, мелкую моторику руки, фонематический слух

Серия сюжетных  картин с режимными моментами; картинки с изображением предметов в названии которых есть звук «О»

Игра «Узнай звук», «Кто больше?», Сочиняем сказку «Буква потерялась», «Слоговое лото». Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Чтение русских народных сказок детям.

3 неделя

Занятие 1

Модификация русской народной сказки «Репка».

Вспомнить сказку и модифицировать её, создав новую ситуацию. Учить образовывать глаголы настоящего и будущего времени.

Карточки с сюжетом какого-либо действия; карточка с буквой «И».настольный театр» Репка»; фломастеры по количеству детей.

Загадки про букву «И» Игра «Найди форму». Работа в тетрадях Выкладывание ниткой буквы «И» на бархатной бумаге.

Чтение стихов с выделением буквы И,

Занятие 2

Путешествие в летнюю и зимнюю сказку

Уточнить представление детей о смене времен года. Пальчиковый игротренинг  «Утро настало, солнце встало…» Проговаривание чистоговорок со звуком «Ж».

Картины с изображением летних и зимних пейзажей; предметные картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Ж», веселые и грустные солнышки из бумаги.

Фонетическая зарядка Чтение скороговорок Игры «Придумай слова», «Доскажи» Угадывание слово по беззвучной артикуляции. Словесная игра « Зима- лето».

Рисование буквы Ж.

4 неделя

Занятие 1

Заучивание наизусть стихотворения А Барто «Девочка- ревушка».

Активизировать в речи детей слова: ревушка, заливается, крыльцо. Учить детей называть свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривать чистоговорок со звуком «С».

Картинка с изображением плачущей девочки, карточки со слогами: АЗ, АС, ОС,АС,АЖ,ОЖ

Сюрпризный момент Фонетическая зарядка

Артикуляция звука Игры «Какой звук?», «Чудесные палочки», «Измени звук», «Поищи соседей».

Чтение стихов с  выделением  буквы С.

Занятие 2

Музыкальные сказки.

Вызвать у детей желание ассоциировать звучание инструментов с каким- либо явлением природы, со звуками, издаваемыми животными.

Музыкальные инструменты; карточки с изображением  знакомых букв.

Отгадывание загадок Речевая зарядка Звуковой анализ слов Пальчиковая гимнастика. Речь с движением.

Учить детей соотносить текс стихотворения с движением.

Ноябрь

1 неделя Занятие 1

Учись отгадывать загадки.

Познакомить детей с малыми фольклорными жанрами. Место звука «С» в слове Проговаривание чистоговорок со звуком «С».

Карточка с буквой «С» Бархатная бумага Шерстяная ниточка Тетради карандаши Магнитная доска и буквы.

Фонетическая зарядка Игры «Угадай звук», «Доскажи словечко». Выкладывание буквы ниточкой на бархатной бумаге. Речевая гимнастика.

Рекомендации: «Учите играя»,

Занятие 2

Играем с буквой «С»

Воспитывать навыки. Формировать зрительный образ буквы «С». Учить писать букву «С» по точкам, дорисовывать элементы буквы, Развивать фонематический слух

Тетради

Карандаши

Карточки с

буквами

Отгадывание загадок про букву «С» Игры «Кто больше?». Слоговой аукцион «На что похоже?»

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях

Ниткография. Учить детей выкладывать знакомые буквы.

2 неделя

Занятие 1

Обобщение

знаний об изученных гласных звуках и буквах

Учить находить заданную букву в слове, Соотнесение произношения звуков с написанием букв.

Предметные картинки

Карандаши

Магнитная доска

Магнитные буквы.

Речевая зарядка

Игры «Подбери картинку», «Докончи предложение» Отгадывание загадок Пальчиковая гимнастика

Консультация  «Как добиться интаннационной выразительности детей»

Занятие 2

«Части суток»

Формировать у детей представление о частях суток. Добиваться ответов на вопросы: «Что делаешь утром?», «Что делаешь днем, вечером, ночью?». Проговаривание чистоговорок со звуком «З».

Круг, разделенный на 4 части, картинки с изображением времени суток, анаграммы- комбинации известных детям букв на карточках.

Игры «Послушай и запомни», «Живые буквы» Зрительная гимнастика, пальчиковый игротренинг.

Дидактическая игра «Назови животных в названии которых есть звук «З»

3 неделя Занятие 1

« Времена года».

 Знакомство детей с временами года, с их последовательностью. Учить  отгадывать загадки о временах года. Интонационное выделение звука «Ш».

Картины с изображением времен года, карточки с изображением буквы «Ш».

Отгадывание загадок Игры «Доскажи словечко», «Измени слово», «Буква потерялась». Пальчиковая гимнастика. Дидактическая игра « Ветер-ветерок».

Придумать загадки про времена года.

Занятие 2

Чтение рассказа В. Чаплиной «Мушка».

Обобщение знаний детей о звуке [М]. Учить интонационно выделять его в словах

Иллюстрация к рассказу. Карточка с буквой «М»

Разрезные азбуки Магнитная доска Магнитные буквы

Игры «Какой звук?»

Артикуляция звука [м]

Чтение скороговорок Знакомство с буквой «М» Звуковой анализ слов Работа с разрезными ' азбуками

Развивать четкую координацию пальцев рук.

4 неделя Занятие 1

Играем с буквой «М»

Учить составлять слова с буквой «М». Развивать мелкую моторику рук. Проговаривание чистоговорок.

Альбомы, фломастеры, Карточки с изображением буквы «М».

Отгадывание загадок. Игры. Доскажи словечко «Волшебная нить». Слоговой аукцион «Вставь букву», «Волшебная цепочка».

Нарисовать рисунки предметов, начинающихся на букву «М»

Занятие 2

Составление описательного рассказа по картинке «Зима».

Закрепить знания детей о звуках .Совершенствовать умение вставлять

пропущенный звук в начало и конец слова.

Картина с изображением зимнего пейзажа, фигурка новогодней елочки, карточка с изображением буквы «Р».

Речевая зарядка. Игра «Придумай слова». Знакомство с буквой «Р»,

Прорисовывание буквы в воздухе. Чтение стихов. Пальчиковая гимнастика, Проговаривание чистоговорок.

Чтение сказки «Снегурочка».

Январь

2 неделя Занятие 1

«Зимние забавы»

Упражнять детей в диалогической речи. Составление рассказов. Отгадывание загадок о зиме.

Картины с изображением зимних забав.

 Речь с движением. Отгадывание загадок.

 Игры «Преобразуй слово»,  «Доскажи

словечко», «Звук заблудился». Пальчиковая гимнастика.

Рисунок «моя любимая зимняя забава».

Занятие 2

Моделирование сказки «Про трех снеговиков».

Дифференциация звуков «С», «Ш»,

Серия картин «Снеговики» с разными деталями к ним. Счетные палочки.

Фонетическая зарядка.

Чтение скороговорок. Дидактическая игра «Найди различие между снеговиками».

Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка».

3 неделя Занятие 1

Чтение детям были Л,Н,Толстого  «Косточка».

Учить детей эмоционально реагировать на поступки героев были , уметь объяснить значение поговорки «Тайное всегда становится явным».

Иллюстрации к были Л,Н,Толстого «Косточка».

Фонетическая зарядка.

Развивающая игра «Теремки».Проговаривание ранее изученных чистоговорок.

Консультация « Как увлечь ребенка чтением».

Занятие 2

Играем с буквами «З» и «С».

Закреплять  умение различать звуки [С]-[З] в слогах, словах. Закреплять навыки самостоятельного анализа и  сравнения звуков.

Предметные картинки, альбомы, карандаши, магнитные буквы, магнитная доска.

Игры «Доскажи словечко», «Звук заблудился», «Будь внимательным». Пальчиковая гимнастика. Слоговое лото.

Развивать творческое воображение у детей.

4 неделя Занятие 1

Чтение микрорасказа «Кукла»

Беседа по содержанию рассказа, ответы на поисковые вопросы. Чтение обратных слогов со звуками «Л». «М», «Н». «Р» по таблицам.

Предметные картинки. Иллюстрации к рассказу. Таблицы с изображением букв Л,М,Н,Р.

Чтение скороговорок в разном темпе. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика (катание горошины). Упражнение на развитие кратковременной памяти.

Выкладывание букв из шнурка или веревки.

Занятие 2

Моделирование сказки «Два жадных медвежонка»

Учить детей понимать образное содержание сказки и идею. Учить детей моделировать персонажей сказки.  Актуализация знаний детей о звуке [В],  упражнять в подборе слов с заданным звуком. Познакомить с буквой «В».

 Персонажи кукольного театра по сказке «Два жадных медвежонка».Карточка с буквой «В». бархатная бумага, шерстяная ниточка, фломастеры.

 Дидактическая игра «Какой предмет лишний».Речевая зарядка. Артикуляция звука [В]. Знакомство с буквой «В».

Прорисовывание буквы в   воздухе. Игровое упражнение

«Волшебная ниточка». в

Рисование «Зимние виды спорта».

Февраль

1 неделя Занятие 1

Играем с буквой  «В».

. Развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук, фонематический слух. Развивать умение

выделять звук в слове.

Предметные картинки, альбомы, карандаши, магнитные буквы, доски.

Отгадывание загадок, Игры «Доскажи словечко», «Покажи букву», «Замени звук», «Камень-вата», «Слоговый аукцион». Речевая зарядка. Работа в тетрадях.

Придумать как можно больше слов , которые начинаются на звук В.

Занятие 2

Игра- задание «Оживи картинку».

Учить детей озвучивать героев картинки, говорить за них, подражая их голосам.

Сюжетная картина на произвольную тему, чудесный мешочек с картинками.

Фонетическая зарядка, Чтение скороговорки в разном темпе, с разной интонацией. Пальчиковая гимнастика «Упрямцы».Игра «Чудесный мешочек».

Беседа «Развитие у ребенка творческое воображение, артистичность».

2 неделя

Занятие 1

«Малые фольклорные формы».

Помочь детям понять, как правильно отгадывать загадку. Учить подбирать сравнительные обороты к предметам.

Картинки к загадкам, знакомые детям буквы из магнитной азбуки.

Фонетическая зарядка,

Дидактическая игра «Кто быстрее назовет букву», отгадывание загадок.

Лепим из пластилина –развиваем моторику!

Занятие 2

Игра с

Буквами.

Закрепить знания детей о знакомых буквах.

Карточки с изображением знакомых букв, Бархатная бумага, шерстяные ниточки, счетные палочки.

 Пальчиковый игротренинг «Утречко» Игры «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Звук заблудился», «Слоговой аукцион», «Замени букву», выкладывание букв  из счетных палочек. Зрительная гимнастика.

Консультация «Учитесь играя».

3 неделя

Занятие 1

Чтение детям стихотворения А,Введенского «Загадка»

Учить детей подбирать сравнительные обороты к словам. Познакомить детей со звуком [ Г] и буквой «Г». Учит читать слоги с буквой «Г».Закреплять умение правильно держать карандаш

Картинки с изображением животных. Карточка с буквой «Г». Счетные палочки.

Фонетическая зарядка, Артикуляция звука [Г]. Отгадывание загадок. Деление на слоги слов-отгадок. Знакомство с буквой «Г». Выкладывание буквы из палочек.

Чтение стихотворения В,Берестова «Дракон».

Занятие 2

Играем с

буквой

«Г»

Закреплять умение делить слова на слоги. Упражняться в составлении слов из букв разрезной азбуки. Совершенствовать навыки чтения. Развивать воображение, внимание, мышление, положительные эмоции.

Разрезные азбуки, шерстенная ниточка, бархатная бумага, тетради, карандаши, магнитные буквы, магнитная доска.

Речевая разминка.Игры « Будь внимательным», «Вставь звук», «Волшебная ниточка». Отгадывание загадок, определение позиции звука[Г] в словах-отгадках.

Закрепить знакомые детям буквы.

4 Неделя

Занятие 1

Моделирование стихотворения В,Берестова «Дракон».

Активизировать у детей в речи эмоционально-оценочную лексику. Использовать рамочки Монтессори для изображения голов дракона.

Иллюстрации к сказкам с изображением Змея Горыныча, дракона, Рамочки Монтессори, фломастеры, альбом.

Фонетическая зарядка. Выкладывание букв ниткой на бархатной бумаге.

Беседа «Тренируем память у детей»

Занятие 2

Играем с

буквами

Закреплять умение проводить. Развивать фонематический слух и восприятие, мелкую моторику, учебные навыки.

Каточки со слогами, разрезные азбуки, тетради, карандаши, магнитные буквы, магнитная доска

Игры» Продолжи слово», «Веселые примеры» «Придумай предложение», «Скажи ласково». Работа в тетрадях.

Рисуем дома.

Март

1 Неделя

Занятие 1

Чтение стихотворения Я,Коласа «Песня о весне».

Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства для передачи образов.

Картины с весенним пейзажем.

Дидактическая игра «Весенние слова». Фонетическая зарядка. Артикуляция звука

[Ж],[Ш]. Выкладывание

буквы из палочек.

Театрализованные игры дома.

Занятие 2

Слушание стихотворения Б,Асаналиева «Весна».

Закрепляем умение самостоятельно анализировать предложения. Систематизировать знания детей о звуках [Ж]- [Ш], их акустическом различии. Закрепить умение соотносить звук и букву.

Картины с весенним пейзажем,тетради, карандаши, магнитные буквы, магнитная доска.

Дидактическая игра «Весенние слова». Игра «Доскажи словечко», «Звук заблудился», «Слоговой аукцион», «Буква потерялась», «Выдели слог», зрительная гимнастика.

Выучить стихотворение о весне.

2 Неделя

Занятие 1

Чтение веселых стихотворений.

Учить детей понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл, несоответствие действительности.

Аудиокассета с записью веселых стихотворений, иллюстрацию к ним.

Фонетическая зарядка. Составление микрорассказа.Работа с разрезными азбуками. Игра «Скажи ласково».

 Беседа «Когда ребенку грустно»

Апрель

1 неделя Занятие 1

Чтение детям стихотворения В,Орлова «Фея одевается».

Учить детей внимательно слушать стихотворение, запоминать содержание, анализировать поступки героев, выполнять творческие задания. Учить измерять слова.

Иллюстрации к стихотворению, картинки: еж, белка, лягушка, черепаха; таблички с написанными словами : ЕЖ, БЕЛКА,ЧЕРЕПАХА,ЛЯГУШКА.

Отгадывание загадок, артикуляция звукового сочетания. Чтение скороговорок в разном темпе, с разной интонацией. Игры «Волшебная нить», «Буква потерялась»,»Знакомство с протяжностью слов».

Составление рассказов по предметным картинкам .

Занятие 2

Играем с

Буквами.

Обобщить знания детей о  знакомых буквах,  Совершенствовать навыки конструирования букв. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, слоговой анализ, мелкую моторику.

Шерстяная нить, бархатная бумага, карточки со слогами, тетради, карандаши, магнитная доска, магнитные буквы.

Игры «Доскажи словечко», Слоговой аукцион», «Буква потерялась», «Волшебная нить», «Найди букву». Пальчиковая гимнастика, работа в тетрадях.

Повторить знакомые буквы .

2 неделя Занятие I

Чтение и пересказ рассказов с постепенным усложнением.

Учить детей запоминать текст и пересказывать осложненный текст новыми речевыми образами.

Картины с изображением кошки и ее поведении.

Фонетическая

зарядка, речь с движением «Имитация движений животных», словесная игра «Назови действие».

.

Рисование знакомых букв.

Занятие 2

«Какой дождь».

Помочь детям запомнить новые для них слова и их значение, учить выполнять творческие задания.

Картины с изображением дождливой погоды, азбука в картинках, нагодить картинку с изображением предметов, в названии которых есть звуки «Л», «А», «Д».

Фонетическая зарядка, Знакомство с буквой «Д». Работа с карточками-записками. Работа с разрезными азбуками.

Составить рассказ совместно с родителями «Что я делаю, когда идет дождь».

3 неделя Занятие 1

«Дом в котором я живу».

Учить детей содержательно рассказать о доме.  Развивать звуковой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие, тактильные ощущения, мелкую моторику.

Картины с изображением улицы,три обруча.

Игры «Доскажи словечко», «Слоговой аукцион», «Будь внимательным», «Где чей дом?».

Консультация «Говорим с ребенком!»

Занятые 2

«У природы нет плохой погоды…»

Учить детей отмечать состояние погоды, определять время года, отгадывать загадки.

Картины с изображением солнечных и пасмурных дней, картинки с действиями.

Речь с движением»лей, лей,не жалей!», Словесная игра «Скажи, что делает  что будет делать потом?».

Консультация «Одеваемся по погоде».

4 неделя Занятие 1

«Платьице для дочки».

Познакомить детей с буквой «К». Упражнять в нахождении этой буквы в словах. Развивать фонетический слух, мелкую моторику, ориентировку на листе бумаги. Учить соотносить слово с его графическим изображением.

Картины с изображением различных времен года, называть их, кукла с комплектом нарядов, соответствующих разным временам года, буква «К», картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «К».

Игра «Назови слова со звуком «К»». Отгадывание загадок, речь с движением.

Лепка из пластилина знакомых букв.

Занятие 2

Играем с буквами

Закрепить знания детей о  ранее изученных буквах. Упражнять в нахождении этих букв в словах . Воспитывать навыки учебной деятельности.

Карточки-задания, тетради, карандаши, магнитная доска, магнитные буквы.

Игры "Камень-вата", "Отгадай загадку» - «Кто больше?".

Игры дома с разрезной азбукой.

2 неделя Занятие 1

«Здравствуй лето!»

Обрадовать детей со скорым наступлением лета, побеседовать с детьми о том, чем можно заниматься летом.Познакомить с приметами лета.

Картины с летними пейзажами, картины с летними сюжетами, картины с летними явлениями природы.

Отгадывание загадок,  беседа, чтение пословицы, дидактическая игра "Чудесный мешочек", речь с движениями «Лей, дождь, лей!».

Заучивание стихотворения о лете.

Занятие 2

Итоговое занятие

Обобщение знаний детей по изученным темам.

Предметные картинки, разрезные азбуки, тетради, карандаши.

Звуковой анализ слов, игры "Будь внимательным", "Назови слово". Работа в тетрадях, работа с разрезными азбуками.

Просмотр итогового занятия

4 неделя Занятия 1,2

Диагностика

Выявить умение детей узнавать графические изображения букв, безошибочно называть буквы, умение составлять из букв слоги, развитие графических навыков.

Предметные картинки, карточки со слогами, магнитная доска, магнитные буквы, карточки с индивидуальными заданиями, тетради,

Карандаши.

Игры " Назови слово", "Где звук?", "Будь внимательным", "Слоговое лото". Выполнение заданий в карточках, работа в тетрадях, работа с разрезными азбуками, звуковой анализ слов.

          МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Формы работы с детьми соответствуют возрасту – это игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, презентаций.

          2.Приемы и методы организации.   Методы, приемы, технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Занятия строятся в занимательной игровой форме с                    использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.

            Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

 3. Дидактический материал.

  

Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи.

Модели, сигнальные карточки.

Литература для детей

1.Демонстрационные картинки:

«Времена года»

«Животные»

«Птицы»

«Сбор урожая на огороде»

«Овощи»

«Фрукты, ягоды»

«Как устроен человек»

Картинки с изображением различных родов войск.

«Транспорт»
«Правила безопасного поведения на дороге»

Иллюстрации «День Победы»

«Насекомые»

2.Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Насекомые в лесу».

3. Муляжи овощей и фруктов.

1.Алгоритм для составления описательного рассказа.

2. Картинки – матрицы для составления рассказов.

3. Светофоры.

Русские народные сказки: «Теремок», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др.

Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др.

Рассказы: Зощенко М., Чарушин Е., Толстой Л. и др.

Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В., Пушкин А.С. и др

 Игры по развитию речи.

Игры дидактические

Игры сюжетно ролевые

Игры подвижные, игровые упражнения

 «Составь картинку»

«Что у человека по два»

«Вершки-корешки»

«Из чего салат?»

«Вершки-корешки»

«Что из чего?»

«У кого кто?»

«Кто чем питается?»

«Похож – не похож»

«Скажи ласково»

 «Где спрятался звук «с»

«Помоги Солнышку»

«Ласковые слова»

«Четвертый лишний»

«Кем быть»

«Кому нужны эти вещи?»

«Расскажи о профессии военного»

«Какая мама?»

«Назови детёныша»

«Назовите предметы, которые понадобятся для умывания»

«Умывайся правильно»

«Связующая нить»

«Собери из частей целое»

«Дочки – матери»

«Овощной магазин»

«Как зайчонок маму искал»

«Шофёры»

Физминутки:

«Мы капусту рубим»

«Зайцы скачут»

«Солнышко»

«Засолка капусты»

«Едем, едем на машине»

Подвижные игры: «Мышеловка»

«Замри»

«Куклы»

«Солнечные зайчики»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

«Что изменилось? »

«Самолёт»

«Акула»

«Ровным кругом»

«Светофор»

«Небо, море, земля, рельсы»

«Горелки»

4. Техническое оснащение программы:  магнитофон, компакт-диски.

Учебно-наглядный материал и оборудование:

 Наглядный демонстрационный материал:  рабочие тетради, цветные карандаши, фломастеры, атрибуты к играм, мяч, чудесный мешочек. игрушки животных, куклы, магнитная доска, мольберт, предметные картинки, муляжи фруктов и овощей, схемы.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах МАДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).

                    

                           

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.  - М.: Астрель, 2006.
  2.  Анищенкова Е.С.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.  - М.: Астрель, 2006.
  3.  Благина Е.  Научусь-ка я читать. -  М.:1987.
  4.  Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду.  - М.:1985.
  5.  Бондаренко А.К.  - Словесные игры в детском саду -  М.:1987 М.: Баласс, 2013.
  6.  Волина В.  Занимательное азбуковедение.-  М.: Просвещение,1991.
  7.  Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -  М.: Просвещение, 1989.
  8.  Гаврина Е.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.  Грамотейка. -  М.: 2005.
  9.  Гербова В.В.  Занятия по развитию речи. -  М.: Мозайка-Синтез,2010.
  10.  Гудинов  В.В.  Тематические загадки для дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2002.
  11.  Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М.:Вако,2005.
  12.  Колесникова Е.В.  Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.- М.: Изд. «Гном и Д»,2001.
  13.  Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. -  Ростов: Изд. «Феникс», 2007.
  14.  Максаков А.И., Тумакова Г.А.  Учите, играя. -  М.: Просвещение, 1983.
  15.  Семенака С.И.  Уроки добра. -   М.: АРКТИ, 2005.
  16.  Узорова О.В.  Игры с пальчиками. - М.: Астрель,2006.
  17.  Хрестоматия для дошкольников. -  М.: АСТ,1999.

Список литературы для детей

        Малые формы фольклора. «Долгоносый журавель...»; «Жили у бабуси...»; «Иголка, иголка...»; «Как на тоненький ледок...»; «Пузырь»: «Со вьюном я хожу...»; «Солнышко – колоколнышко...»; «Ты, трава ль моя...»; «Ходит конь...».

        Сказки. «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и еж» (нем.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Колосок», «Рукавичка» (укр.), «Горшок каши» (фр.) «Почему кот моется после еды» (лит.), «Три поросенка» (англ.). «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Соляной бочок», «Снегурушка и лиса».

       Произведение русской классической литературы. К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал..»; О. Белявская «Вербочки», «На лугу»; Г. Галина «Песня мышек», «Спи, сын!»;А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток»; «Ель растет перед дворцом..»; И. Суриков «Первый снег пушистый»; Л.Толстой «Спала кошка на крыше..», «У Вари был чиж», «Саша был трус», «Была зима»; К. Ушинский «Лекарство», «Васька», «Спор зверей», «Бишка», «Четыре желания»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря..», «Чудная картина..», «Ласточки пропали..»; С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Имя».

     Произведение современной русской и зарубежной литературы.

З. Александрова Вечер на речке; Одуванчик – А. Борто. Снегирь; Уехали – Е. Благинина. Аленушка; Сорока – Белобока. – В. Берестов. Кошкин щенок – Б. Житков. Кружечка под елочкой. – М. Зощенко. Глупая история.- В. Инбер. Сороконожки. – Л. Квитко. В гости; Лошадка – А. Кушнер. Почему я от всего отказался; Что в углу? С. Маршак. Вот какой рассеянный; пудель; Ванька- встань-ка; Детки в клетке. И. Мезнин. Черное и серое; Простое слово. – Н. Носов. Метро; Ступеньки. Л. Пантелеев. Рассказы Белочке и Тамарочке. – Я. Тайц. По грибы – Д. Хармс. Очень – очень вкусный пирог; Веселый старичок; Очень странная история. – Г. Цыферов. Самолетик – Е. Чарушин. Рассказы из сборников «Почему Тюпа птиц не ловит», «Никитина охота», «Про томку». – К. Чуковский. Федорино горе;Тараканище; Чудо- дерево.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия

Ребёнка окружает множество звуков: щебетание птиц, музыка, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки - наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Чистота речи зависит от многих факторов: от речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их “тренировки” часто не достигают нужного уровня развития.

Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами. Развитие акустической памяти направлено на удержание объёма воспринимаемой на слух информации.

В связи с этим важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих. Работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.

Задачи работы по развитию слухового внимания и восприятия

  1. Расширить рамки слухового восприятия.
  2. Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти.
  3. Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.
  4. Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка.
  5. Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Приёмы коррекционной работы:

– знакомство с характером звучащих предметов;

– привлечение внимания к звучащему предмету;

– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

– знакомство с характером звучащих предметов;

– определение местонахождения и направленности звука,

– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов;

– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;

– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;

Игры и игровые упражнения

  1. «Оркестр»

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

Педагог воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание.

  1.  «Определи, где звучит?»

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

Дети закрывает глаза. Педагог  тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

  1. «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

У педагога звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

  1. «Тихо – громко»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

 Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагог стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

  1.  «Найди картинку»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Педагог раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

  1. «Зверюшки»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он называет  животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

  1. «Так ли это»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Педагог сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица - летит, самолет - летит). Но иногда он будет ошибаться (например: кошка - летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно.

  1.  «Повторюшки»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Воспитатель называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

  1.  «Кто услышал звук»

Цель: развитие слухового внимания.

Воспитатель называет слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А дети должны называть только этот звук.               Например: «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» - «л» «самолёТ» - «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, логопед сам называет звук, а дети повторяют.

  1. «Говорят герои сказки»

Цель: развитие речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

Детей предварительно знакомят со сказкой. Затем воспитатель произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая герою. Дети поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

  1. «Кто сегодня молодец и придумает конец»

Цель: развитие речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

Например:

Я сегодня утром рано

Умывался из-под…(крана)

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало…(жарко)

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния…(сверкнула)

  1.  «Кто внимательный?»

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятия.

На столе один символ звука или несколько. Педагог  называет ряд гласных звуков. Дети должны поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения детьми навыков звукового анализа и синтеза.

13. «Волшебная палочка»

Цель: развитие речевого внимания.

Роль волшебной палочки может сыграть (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т.п.).

Дети рассматривают предметы в комнате. У педагога в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносят дети, стараясь сделать это как можно четче. Необходимо следить, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами.

14. «Что услышал мой сосед»

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

На столе у педагога разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей. Они встают в ряд. Последнему педагог тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот – соседу, а он – первому ребёнку. Этот ребёнок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.

Игра повторяется 3 раза.

15. «Назови первый звук слова»

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие на речевом материале.

Педагог: у меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: “Барабан” - “б”; “Кукла” - “к”; “Гитара” - “гь”. Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

Приложение 2

Игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха

  1. «Есть ли звук»

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

 Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. «Где звук?»

Цель: нахождение места звука в слове.

Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце                                  слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых                                заданный звук в середине слова.

  1. «На угад»

Цель: активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Дети по очереди вынимают из мешочка различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например ,р), его место в слове (в начале, конце, середине слова).

  1. «С чего начинается»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесённых мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука «М» мыло, медуза, малина, миска. Дети говорят: «М». Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука «М». Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.

  1.  «Найди нужные слова»

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Педагог выставляет все картинки, даёт задания.

Например:

– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?

– В каких словах есть звук “Ш”?

– Назовите слова со звуком “Ц”.

– В каких словах есть звук “Ч”?

– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?

– Назовите слова со звуком “У”.

  1. «Кто больше слов придумает?»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.

  1. «Телеграф»

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город».

  1. «Игрушка ошиблась»

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Педагог объясняет детям, что их любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышал что они знают много слов. Мишка просит научить его произносить названиями предметов правильно. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать детям в произношении звуков, по иногда заменяет один звук другим, называет другое слово: вместо «стул» говорит «штул» и т.п. Дети не соглашаются с его ответами, более внимательно прислушиваются к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.

  1. «Самый  внимательный»

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

На столе один символ звука или несколько. Педагог называет ряд гласных звуков. Дети должны поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения детьми навыков звукового анализа и синтеза.

  1. «Сломанный телевизор”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

На столе различные картинка предметов, перед педагогом плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком. Педагог объясняет детям, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем в окошечке телевизора появляются картинки, а дети четко проговаривают их название. Затем дети могут сами «поработать в качестве диктора» в сломанном телевизоре.

Приложение 3

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Рекомендации для занятий по развитию неречевого слуха у детей дошкольного возраста.

Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том

числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков, что позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь». Рекомендуемые в пособии игры и упражнения способствуют развитию слухового восприятия, слуховой памяти. Способность узнавать звуки окружающей среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью. Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух). Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Цель: развитие способности ребенка узнавать окружающие звуки.

Задачи: научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими;                                  научить различать неречевые звуки между собой по акустическим признакам; накопить в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний. Организуя работу с детьми необходимо учитывать что содержание материала должно соответствовать опыту детей; уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки; содержание материала должно соответствовать опыту детей; уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно; необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

  1. «Звуки природы»

Цель: развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц. Когда дети научатся хорошо различать это звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие.

  1. «Звуки за окном»

Цель: развивать слуховое внимание, восприятие на слух уличных звуков. Игра проводится аналогично предыдущей, но внимание детей теперь обращаете на уличные шумы (гудки клаксона, шорох шин по асфальту, шаги людей, голоса и смех и др.).

  1. «Шумелки шуршалки»

Цель: развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое). Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.

  1. «Маленькие музыканты»

Цель: развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.                                                                                     Сначала познакомьте ребенка с разными музыкальными инструментами, научите извлекать из них звуки. Затем научите четко различать на слух звучание музыкальных инструментов. Спрячьтесь за ширмой или встаньте за спину ребенка и поочередно извлекайте звуки из различных инструментов. Их количество следует увеличивать постепенно.

5. «Колокольчики»

Цель: развивать слуховое внимание, различение на слух звуков по количеству «один – много». Педагог звенит одним или несколькими колокольчиками по очереди так, чтобы ребенок это видел.

6.«Мишка ТОП да топ»

Цель: развивать слуховое внимание, определение высоты звука.                                Две игрушки – большой и маленький мишка (или любые две другие игрушки разного размера). Педагог произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой мишка. Затем произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. Затем педагог просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить звук «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.

7.«Громкий - тихий барабан»

Цель: развивать слуховое внимание, определение громкости звука.                                Педагог ударяет в барабан с разной силой, обращая внимание ребенка на разницу в звучании – громкий и тихий звук – и называя их.

8. «Сверху – снизу»

Цель: развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Педагогом используются различные звуки. Звук должен звучать несколько раз, чтобы ребенок смог определить, откуда он идет.

9. «Сверху – снизу и справа – слева»

Цель: развивать слуховое внимание, определение направления звука. Упражнение проводится аналогично предыдущему. Это более сложное упражнение, потому что звук может исходить с четырех сторон: сверху, снизу, справа, слева. Не забудьте поменяться ролями: пусть ребенок издает звуки, а вы показываете направление.

Важно, чтобы ребенок обращал внимание на звуки не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научится различать и узнавать окружающие неречевые звуки. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить.

Приложение 4

Игры для развития речи дошкольников

Игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственно развитию речи у детей, но и общему развитию ребенка, включая развитие способностей. Игры для развития речи позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного их окружающей нас действительности.

 «ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА»

Детям нужно произносить только выделенные слова. 

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

«СКАЗКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» (артикуляционная гимнастика)

Нужно сесть напротив малыша и выполнять действия, произнося соответствующие слова. Ребенок сначала будет наблюдать за вами, а потом постепенно повторять. Только помните про «зеркальность» действий: если вы говорите, что поворачиваете язык налево, то поворачивайте направо, потому что ребенок будет вас копировать.

Жил-был на свете язычок.

Жил он в своем домике - ротике,

Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот).

Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык).

Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу), светит ли солнышко?

Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу), нет ли луж, и решил погулять.

Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля (рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами).

Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15).

Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо-влево раз 10-15), настала ночь.

Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома («поцокать» языком).

Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.

ИГРА «УГАДАЙ ПО ЗВУКУ»

Для этой игры по развитию речи ребенка подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т.д.

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д. В эту игру по развитию речи детей можно играть сразу с несколькими детьми, тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.

ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким - либо признаком. То есть ребенок с помощью педагога составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов - переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Кошка бывает какая

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд... и т.д.

ИГРА «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию - еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце»...

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

Скороговорки для развития речи

Скороговорки для развития речи у детей были придуманы еще в старину. Повторение и перестановка одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения, - прекрасное дополнение для детских занятий по развитию речи. А малышу такие стишки наверняка покажутся милыми и забавными.

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа.

Ткет ткач ткани на юбку Тане.

Маланья болтушка

Молоко болтала – болтала,

Да не выболтала.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Бредут бобры в сыры боры.

Бобры храбры. Для бобрят добры.

Бублик, баранку,

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку.

У маленькой машины цвет мышиный.

И шины шуршат, как мыши.

У Кондрата куртка коротковата.

Была у Наталки каталка на палке.

Сломала каталку на палке Наталка.

Чинили-чинили Наталке каталку,

Но так и осталась каталка без палки.

Говорит попугай попугаю:

- Я тебя, попугай, попугаю!

- Попугай ты меня, попугай, - 

Говорит попугай попугаю.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Леня лез по лесенке,

Срывал Леня персики.

С песенками, с персиками

Скатился Леня с лесенки!

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!

 

Приложение 5

Дидактические игры на обогащение словарного запаса

«Раньше- позже»

Цель: помочь детям в осознание зависимости между временными эталонами, упражнять в использовании предлогов «за», «перед», «до»; использовать слова «сначала», «потом»

Игровой материал: предметные картинки с изображением различных временных отрезков.

Воспитатель называет определенную часть времени, Дети выстраивают цепочку по принципу: что было раньше, что будет.

Пример: перед зимой была осень, сейчас зима, после зимы наступает весна.

«Скажи какой»

Цель: учить детей подбирать как можно больше слов-признаков к словам-предметам.

Игровой материал: сюжетные картинки.

Снег какой? – белый, мягкий, холодный.

Арбуз какой? – круглый, сладкий, зеленый.

Лиса какая? – рыжая, хитрая, пушистая. И т.д.

«Закончи фразу»

Цель: развить умение подбирать по смыслу слова.

Солнце светит днем, а луна….

Утюг горячий, а лед…

Медведь большой, а заяц…

Камень тяжелый, а вата… и т.д.

«Рыба, птица, зверь»

Цель: активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой.

Воспитатель по очереди бросает мяч детям и произносит: «Рыба, птица, зверь, птица…»

Ребенок, на ком остановится  воспитатель, должен быстро назвать птицу (причем названия не должны повторятся) .

«Скажи какая»

Цель: учить детей из существительных образовывать прилагательные.

Диван из дерева-….деревянный.

Стакан из стекла-…..стеклянный.

Кукла из фарфора-….фарфоровая. И т.д.

«Хвастуны»

Цель: учить детей образовывать сравнительную степень имен прилагательных.

Воспитатель: «Дети очень любят подарки, и иногда даже ими хвастаются. Мы все знаем, что хвастаться не красиво, давайте просто поиграем в хвастунов.

Торт вкусный, а мой еще ….(вкуснее).

Варенье сладкое , а моё еще… (слаще).

Кукла красивая, а моя ещё… (красивее).

Машина большая, а моя еще…(больше).И т.д.

«Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Шкаф-шкафчик, стул – стульчик, нос - носик, дом-домик, машина- машинка,

Кровать-кроватка, тарелка-тарелочка и т.д.

 « Кто больше?»

Цель: активизировать словарь ребенка, формировать умение быстро выбирать из своего словарного запаса необходимое слово.

Кто больше назовет слов на определенную букву.

«Слова-неприятели»

Цель: упражнять в подборе слов антонимов.

Утро-…

День-…

Зима-…

Друг-…

Добро-…

Войти-…

Ложиться-…

Говорить-…

Смеяться-…

Стоять-…

Осень-…

Большой-…

Широкий-…

« Назови часть целого»

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Игровой материал: предметные картинки.

Дорога -…(машины, светофор, пешеходный переход…)

Машина - …(колесо, руль, сиденье…)

Дом-…( стены, крыша, окно…)

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie