"Забавная математика"


Программа занятий
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Образовательная программа «Забавная математика» (далее - Программа) |
Руководители программы |
Выборнова Н.Л. |
Организация — исполнитель Адрес организации исполнителя Цель программы |
МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 4», г. Саранск, ул Попова, д. 64 Б Формирование, развитие, корректирование пространственных, зрительных и математических представлений через игровой формат занятий с трансформируемым игровым конструктором для обучения «ТИКО»; развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, гибкости мышления, умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений. |
Направленность программы |
познавательная |
Срок реализации программы |
2 учебных года |
Вид программы Уровень реализации программы |
адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив. |
Ожидаемые конечные результаты программы |
приобретение дополнительных практических математических знаний, закрепление понятий плоскостных и объемных геометрических фигур, развитие сообразительности и гибкости мышления. |
ПРОГРАММА
интеллектуального развития дошкольников с элементами информатики
и ТИКО – конструирования
«ЗАБАВНАЯ МАТЕМАТИКА»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Все большую популярность в дошкольном образовании приобретают современные технологии, которые положительно влияют на развитие детей, позволяют избежать психологической нагрузки и подкрепляют их знания в одной сфере знаниями из другой.
Творческим коллективом МАДОУ «Центр развития ребенка – детский Сад № 4» разработана программа «Забавная математика», которая способствует совершенствованию технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Математические понятия, элементы информатики и конструкторская деятельность, как никакие другие, реально могут обеспечить такую интеграцию.
Кружок интеллектуального развития, работающий по программе «Забавная математика», - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамическую деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий, тематического моделирования и формирование правильного отношения к компьютеру как сложному техническому устройству, помогающему в решении самых разных задач, позволит педагогам развивать и корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия.
Приступая к работе по разработке программы по математическому развитию, направленной на формирование логического мышления, готовности к развитию комбинаторных способностей, овладение первичными навыками работы на ПК, коллектив нашего МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 4» подробно изучил программу Шуйского государственного педагогического университета «Математика вокруг нас», программу дополнительного образования детей «ТИКО – конструирование» (авторы И.Логинова, Е.Михайлова), программу развития дошкольников с элементами информатики «Ребенок в мире высоких технологий» (автор Е.Долженко). Занятия нашей программы «Забавная математика» носят проблемный характер, теоретически обоснованы и имеют практическую направленность.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Забавная математика» имеет научно – познавательное направление и реализуется на занятиях кружка по дополнительному образованию.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Забавная математика» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Логические задания, конструкторская деятельность и компьютерные математические игры, как никакие другие, реально могут обеспечить такую интеграцию.
Объединенное обучение математике одновременно с конструированием и знакомством с компьютерными технологиями направлено на закрепление, обобщение, повторение математического обучения на разном уровне сложности. Эти занятия носят проблемный характер, концептуально и теоретически обоснованы и имеют практическую направленность. При этом знания приобретают качество системности и обобщенности. Дети быстрее овладевают разнообразными умениями. У них усиливается мировоззренческая направленность, развиваются познавательные интересы. Тем самым достигается всестороннее развитие личности, у дошкольников появляется поисковая активность и самостоятельность.
В настоящее время достаточно уделяется внимание развитию логических элементов мышления у дошкольников, но меньше развиваются творческие элементы мышления и его гибкость. Поэтому программа «Забавная математика» направлена также на развитие гибкости мышления детей через решение комбинаторных задач. Использование на занятиях кружка моделей к задачам, опорных карточек, выстраивание логики вопросов по ним позволяют детям самостоятельно давать определения, делать выводы, обобщения по математике. ТИКО – конструирование, предлагаемое программой «Забавная математика» - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
Цель программы: развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, гибкости мышления, умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений; формирование, развитие, корректирование пространственных, зрительных и математических представлений через игровой формат занятий с трансформируемым игровым конструктором для обучения «ТИКО»; приобщение дошкольника к информационным технологиям посредством игры и конструирования.
Задачи программы:
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно – эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и пр.) через формирование практических умений и работе с компьютером;
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно – преобразующей деятельности;
- воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку – творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
В программе представлены три направления: формирование математических представлений, плоскостное и объемное моделирование (работа с ТИКО – конструктором) и знакомство с элементами информатики.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из дошкольников разных возрастов (например, детей старшего и подготовительного возраста).
Работа кружка по программе «Забавная математика» способствует развитию познавательных и коммуникативных способностей, интереса к изучаемому материалу. Применение опорных карточек, ТИКО – конструктора помогают детям делать предположения, аргументировать свои высказывания. Работа в кружке направлена на приобретение детьми умения самостоятельно добывать знания, что является важным при подготовке детей к школе. У дошкольников возникает естественная потребность использовать в своей речи наречия и предлоги, связанные с количественными, пространственными, геометрическими и временными отношениями. Это позволяет решать математические учебные задачи и разнообразить виды поисковой деятельности детей.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка по дополнительному образованию
«ЗАБАВНАЯ МАТЕМАТИКА»
(1-й год обучения)
№ |
Месяц |
Название темы |
Задачи |
Методы и приемы |
Совместная работа с родителями |
1 |
Сентябрь 3 неделя |
Количество и счет. Действия со знаками «+» и «=» на числовой оси. Знакомство с ТИКО – конструктором. |
|
||
2 |
Сентябрь 3 неделя |
Сравнение групп предметов. Геометрические фигуры и их свойства (ТИКО - конструктор) |
|
||
3 |
Сентябрь 4 неделя |
Количество и счет. Состав числа. Знание геометрических фигур (ТИКО – конструктор) |
|
|
|
4 |
Сентябрь 4 неделя |
Сложение – объединение группы предметов. Классификация геометрических фигур (ТИКО - конструктор |
|
|
|
5 |
Октябрь 1 неделя |
Сложение – объединение группы предметов. Классификация геометрических фигур (ТИКО - конструктор (Закрепление предыдущего материала) |
|
|
|
6 |
Октябрь 1 неделя |
Пространственные отношения: на, над, под. Закрепление пространственных отношений на клетчатом поле в тетради и ПК. |
|
|
|
7 |
Октябрь 2 неделя |
Пространственные отношения: слева, справа. Закрепление пространственных отношений на клетчатом поле в тетради и ПК. |
|
|
|
8 |
Октябрь 2 неделя |
(Закрепление материала) Пространственные отношения: слева, справа. Закрепление пространственных отношений на клетчатом поле в тетради и ПК. |
|
|
|
9 |
Октябрь 3 неделя |
Вычитание. |
|
|
|
10 |
Октябрь 3 неделя |
(Закрепление) Вычитание. |
|
|
|
11 |
Октябрь 4 неделя |
Пространственные отношения: между, посередине. Знакомство с числовым лучом. |
|
|
|
12 |
Октябрь 4 неделя |
Операции сложения и вычитания на числовом луче. |
|
|
|
13 |
Ноябрь 1 неделя |
Состав числа. |
|
|
|
14 |
Ноябрь 1 неделя |
(Закрепление) Состав числа. |
|
|
|
15 |
Ноябрь 2 неделя |
Точка, линия, прямая и кривая линии. |
|
|
|
16 |
Ноябрь 2 неделя |
(Закрепление) Точка, линия, прямая и кривая линии. |
|
|
|
17 |
Ноябрь 3 неделя |
Ломаная линия, многоугольник. Многоугольники ТИКО – конструктора. |
|
|
|
18 |
Ноябрь 3 неделя |
Исследование форм и свойств многоугольников |
|
|
|
19 |
Ноябрь 4 неделя |
Ориентирование на плоскости с использованием ТИКО – конструктора. |
|
|
|
20 |
Ноябрь 4 неделя |
(Закрепление) Ориентирование на плоскости с использованием ТИКО – конструктора. |
|
|
|
21 |
Декабрь 1 неделя |
Угол Рассматривание и определение углов в многоугольниках ТИКО - конструктора |
|
|
|
22 |
Декабрь 1 неделя |
(Закрепление) Угол. Закрепление названий углов в многоугольниках ТИКО – конструктора. |
|
|
|
23 |
Декабрь 2 неделя |
Знаки: меньше и больше. Выделение части и целого в плоскостных фигурах ТИКО – конструктора. |
|
|
|
24 |
Декабрь 2 неделя |
(Закрепление) Знаки: меньше и больше. Выделение части и целого в плоскостных фигурах ТИКО – конструктора. |
|
|
|
25 |
Декабрь 3 неделя |
(Закрепление) Знаки: меньше и больше. Выделение части и целого в плоскостных фигурах ТИКО – конструктора. |
|
|
|
26 |
Декабрь 3 неделя |
Закрепление представлений о числовом луче. Ориентирование на клетчатом поле ПК. Счет с помощью числового луча «Шагаем по дороге». |
|
|
|
27 |
Декабрь 4 неделя |
(Закрепление) Закрепление представлений о числовом луче. Ориентирование на клетчатом поле ПК. Счет с помощью числового луча «Шагаем по дороге» |
|
|
|
28 |
Декабрь 4 неделя |
Игра – путешествие в страну Математики (итоговое занятие за I –е полугодие. |
|
|
|
29 |
Январь 1 неделя |
Каникулярная неделя |
- // - |
||
30 |
Январь 1 неделя |
Каникулярная неделя |
- // - |
||
31 |
январь |
(Повторение) Операции сложения и вычитания на числовом луче. Порядковый и количественный счет предметов. Взаимосвязь целого и частей. |
|
|
|
32 |
январь |
(Закрепление) Операции сложения и вычитания на числовом луче. Порядковый и количественный счет предметов. Взаимосвязь целого и частей. |
|
|
|
33 |
январь |
(Повторение) Классификация геометрических фигур (ТИКО - конструктор |
|
|
|
34 |
январь |
(Закрепление) Классификация геометрических фигур (ТИКО - конструктор |
|
|
|
35 |
январь |
Пространственные отношения на клетчатом поле ПК. Работа с математическими играми на ПК. |
|
|
|
36 |
январь |
Пространственные отношения на клетчатом поле ПК. Работа с математическими играми на ПК. |
|
|
|
37 |
февраль |
Исследование форм и свойств многоугольников. |
|
|
|
38 |
февраль |
(Закрепление) Исследование форм и свойств многоугольников. |
|
|
|
39 |
февраль |
Сравнение и классификация плоских геометрических фигур |
|
|
|
40 |
февраль |
(Закрепление) Сравнение и классификация плоских геометрических фигур |
|
|
|
41 |
февраль |
Измерение массы. Объемное моделирование. Различение плоских и объемных конструкций (ТИКО – конструктор). |
|
|
|
42 |
февраль |
(Закрепление). Измерение массы. Объемное моделирование. Различение плоских и объемных конструкций. Сопоставление квадрата и куба (ТИКО – конструктор). |
|
|
|
43 |
февраль |
Объем. Сравнение по объему. Исследование и конструирование предметов кубической формы при работе с ТИКО – конструктором. |
|
|
|
44 |
февраль |
(Зарепление). Объем. Сравнение по объему. Исследование и конструирование предметов кубической формы при работе с ТИКО – конструктором. |
|
|
|
45 |
март |
Ориентировка во времени (дни недели) |
|
|
|
46 |
март |
(Закрепление). Ориентировка во времени (дни недели) |
|
|
|
47 |
март |
Составление и решение задач. Решение математических задач на основе компьютерной игры «Путешествие с Лунтиком» |
|
|
|
48 |
март |
(Закрепление). Составление задач по картинкам. Решение математических задач на основе компьютерной игры «Путешествие с Лунтиком» |
|
|
|
49 |
март |
Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы с четырехугольным основанием (ТИКО – конструктор). |
|
|
|
50 |
март |
Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы с четырехугольным основанием (ТИКО – конструктор). |
|
|
|
51 |
март |
Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы с треугольным и пятиугольным основанием. |
|
|
|
52 |
март |
Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы с треугольным и пятиугольным основанием. |
|
|
|
53 |
апрель |
Объемная геометрическая фигура «призма». Сравнение призмы и пирамиды. |
|
|
|
54 |
апрель |
(Закрепление). Объемная геометрическая фигура «призма». Сравнение призмы и пирамиды. |
|
|
|
55 |
апрель |
Закрепление навыков решения примеров и задач. Решение математических задач на основе компьютерной игры «Путешествие с Лунтиком» |
|
|
|
56 |
апрель |
Закрепление навыков решения примеров и задач. Решение математических задач на основе компьютерной игры «Путешествие с Лунтиком» |
|
|
|
57 |
апрель |
Закрепление навыков решения примеров и задач. Решение математических задач на основе компьютерной игры «Путешествие с Лунтиком» |
|
|
|
58 |
апрель |
Закрепление навыков использования математических знаков « < или >» с количеством предметов |
|
|
|
59 |
апрель |
Закрепление навыков использования математических знаков « < или >» на числовом луче. |
|
|
|
60 |
апрель |
Закрепление навыков использования математических знаков « < или >» на числовом луче и с количеством предметов. |
|
|
|
61 |
май |
Итоговое занятие по математике «Путешествие в Африку» |
|
|
|
62 |
май |
Итоговое тематическое конструирование из набора «ТИКО» по схемам: лодка, корабль, ваза (призма) и т.д. |
|
|
|
63 |
май |
Выявление результатов итогового мониторинга образовательного процесса по дополнительному образованию кружка «Забавная математика» |
|||
64 |
май |
Выявление результатов итогового мониторинга образовательного процесса по дополнительному образованию кружка «Забавная математика» |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка по дополнительному образованию
«ЗАБАВНАЯ МАТЕМАТИКА»
(2-й год обучения)
№ |
Месяц |
Название темы |
Цели |
1 |
Октябрь 1 неделя |
Образование числа первой пятерки; количество и счет; форма (использование ТИКО – конструктора и ЛЕГО – конструктора) |
|
2 |
Октябрь 1 неделя |
Образование чисел 6 и 7; сопоставление множеств; сравнение 2-х предметов, отличающихся по длине и ширине, высоте и толщине. |
|
3 |
Октябрь 2 неделя |
Порядковые числительные, счет в пределах 7; форма предмета. |
|
4 |
Октябрь 2 неделя |
Число предметов, не зависящих от их размеров; установление и воспроизведение отношений взаимного расположения плоскостных геометрических фигур; умение классифицировать объекты. |
|
5 |
Октябрь 3 неделя |
Число предметов, не зависящее от расстояний между ними; счет и отсчет в пределах 10; форма предметов |
|
6 |
Октябрь 3 неделя |
Счет в любом направлении; число предметов, не зависящее от формы, их расположения и размеров; сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине |
|
7 |
Октябрь 4 неделя |
Деловая игра «Что? Где? Когда?» |
|
8 |
Октябрь 4 неделя |
Порядковые числительные и счет до 10; определение длины с помощью мерки (использование ЛЕГО – конструктора), форма предметов. |
|
9 |
Ноябрь 1 неделя |
Классификация множеств на 4 подмножества; порядковый счет. |
|
10 |
Ноябрь 1 неделя |
Количественный состав чисел, зрительно – мысленный анализ способа расположения фигур, учить простейшему наглядному решению уравнений, объемные геометрические фигуры (ТИКО – конструктор) |
|
11 |
Ноябрь 2 неделя |
Количество и счет. Работа с ранее изучены материалом |
|
12 |
Ноябрь 2 неделя |
Ориентировка в пространстве. |
|
13 |
Ноябрь 3 неделя |
Ориентировка на плоскости. |
|
14 |
Ноябрь 3 неделя |
Ориентировка на плоскости листа. Работа в тетрадях в клетку. |
|
15 |
Ноябрь 4 неделя |
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, трапеция, ромб, параллелограмм. |
|
16 |
Ноябрь 4 неделя |
Геометрические понятия: точка, отрезок, луч, прямая линия, кривая линия, ломаная линия, пунктирная линия. |
|
17 |
Декабрь 1 неделя |
Геометрические фигуры. Решение задач геометрического содержания. |
|
18 |
Декабрь 1 неделя |
Количество и счет. Место числа на числовом отрезке. |
|
19 |
Декабрь 2 неделя |
Количество и счет. Сравнение чисел. Знаки сравнения. |
|
20 |
Декабрь 2 неделя |
Количество и счет. Смысл арифметических действий сложения и вычитания. |
|
21 |
Декабрь 3 неделя |
Количество и счет. Перестановка слагаемых (частей) - основное свойство сложения. |
|
22 |
Декабрь 3 неделя |
Количество и счет. Перестановка слагаемых (частей) - основное свойство сложения (закрепление). |
|
23 |
Декабрь 4 неделя |
Выделение основных признаков предмета; группировка геометрических фигур по указанным признакам (использование ТИКО); независимость числа предметов от их размеров и площади. |
|
24 |
Декабрь 4 неделя |
Дифференцирование и классификация геометрических фигур; соотнесение элементов множества по цвету и по форме (использование ТИКО); решение задач. |
|
25 |
Январь 1 неделя |
Величина. Сравнение предметов по длине (использование масштабной линейки ЛЕГО) |
|
26 |
Январь 1 неделя |
Величина. Сравнение предметов по длине (использование масштабной линейки ЛЕГО) (закрепление) |
|
27 |
Январь 2 неделя |
Величина. Сравнение предметов по массе |
|
28 |
Январь 2 неделя |
Величина. Сравнение предметов по массе (закрепление) |
|
29 |
Январь 3 неделя |
Величина. Сравнение предметов по объему |
|
30 |
Январь 3 неделя |
Величина. Сравнение предметов по объему (закрепление) |
|
31 |
Январь 4 неделя |
Деление целого на 2 (4) равные и неравные части |
|
32 |
Январь 4 неделя |
Деление целого на 2 (4) равные и неравные части (закрепление) |
|
33 |
Февраль 1 неделя |
Количество и счет. Задача. Структура задачи. |
|
34 |
Февраль 1 неделя |
Количество и счет. Задача. Структура задачи. |
|
35 |
Февраль 2 неделя |
Количество и счет. Решение задач на нахождение целого (суммы) |
|
36 |
Февраль 2 неделя |
Количество и счет. Решение задач на нахождение целого (суммы) (закрепление) |
|
37 |
Февраль 3 неделя |
Количество и счет. Решение задач на нахождение части (остатка) |
|
38 |
Февраль 3 неделя |
Количество и счет. Решение задач на нахождение части (остатка) (закрепление) |
|
39 |
Февраль 4 неделя |
Количество и счет. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц |
|
40 |
Февраль 4 неделя |
Количество и счет. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц (закрепление) |
|
41 |
Март 1 неделя |
Количество и счет. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. |
|
42 |
Март 1 неделя |
Количество и счет. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц (закрепление). |
|
43 |
Март 2 неделя |
Количество и счет. Решение задач на нахождение неизвестной части (неизвестного слагаемого). |
|
44 |
Март 2 неделя |
Количество и счет. Решение задач на нахождение неизвестной части (неизвестного слагаемого) (закрепление). |
|
45 |
Март 3 неделя |
Квадрат, его свойства. Деление на 2 и 4 равные части (использование ТИКО) |
|
46 |
Март 3 неделя |
Деление квадрата и прямоугольника на листе бумаги на 2 и 4 равные части с учетом формы и пропорции. |
|
47 |
Март 4 неделя |
Установление отношений между целым и частью; деление предметов на 2 и 4 части. |
|
48 |
Март 4 неделя |
Установление отношений между целым и частью; деление предметов на 2 и 4 части (закрепление). |
|
49 |
Апрель 1 неделя |
Образование числа 11; состав числа из двух меньших. |
|
50 |
Апрель 1 неделя |
Образование числа 12; решение арифметических задач. |
|
51 |
Апрель 2 неделя |
Образование чисел 13, 14, 15. Самостоятельное составление задачи по указанным числовым данным |
|
52 |
Апрель 2 неделя |
Образование чисел 16, 17, 18. Количество и счет. Составление задач по картинкам и по условным обозначениям. |
|
53 |
Апрель 3 неделя |
Счет до 20. Составление по числовым данным задач. |
|
54 |
Апрель 3 неделя |
Количество и счет до 20. Решение задач на смекалку, имеющих несколько вариантов решения |
|
55 |
Апрель 4 неделя |
Ориентировка во времени: сутки, неделя, месяц, год. |
|
56 |
Апрель 4 неделя |
Ориентировка во времени: сутки, неделя, месяц, год (закрепление). |
|
57 |
Май 1 неделя |
Ориентировка во времени. Часы. |
|
58 |
Май 1 неделя |
Ориентировка во времени. Часы (закрепление). |
|
59 |
Май 2 неделя |
Ориентировка во времени. Часы (закрепление). |
|
60 |
Май 2 неделя |
Состав числа и понимание позиционного принципа записи чисел (повторение пройденного материала) |
|
61 |
Май 3 неделя |
Итоговое занятие по всему пройденному материалу |
|
62 |
Май 3 неделя |
Итоговое занятие по всему пройденному материалу (продолжение итогового занятия) |
|
63 |
Май 4 неделя |
Диагностика |
|
64 |
Май 4 неделя |
Диагностика (продолжение) |
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу:
- игра;
- занятие;
- развлечения и вечера досуга;
- диагностирование, анкетирование детей;
- беседы с детьми;
- оснащение предметно-развивающей среды;
- театрализация математических сказок;
- логические и арифметические задачи;
- сюжетно-математические игры;
- проблемная ситуация;
- чтение художественной литературы.
- Приемы и методы организации.
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
- Практические – упражнения, экспериментирование, игры.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, ситуативный разговор.
- Словесные приемы – объяснение, пояснение, пед.оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание.
Все методы используются в комплексе.
- Дидактический материал.
- Электронные дидактические пособия математического содержания
- Игры на составление плоскостных изображений предметов.
- Обучающие настольно-печатные игры по математике.
- Геометрические мозаики и головоломки.
- Занимательные книги по математике.
- Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
- Простой карандаш, набор цветных карандашей, фломастеры.
- Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
- Счетный материал, счетные палочки.
- Набор цифр, математических знаков, знаков – символов, монет.
- Емкости для сыпучих и жидких веществ.
- Пособия («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор»)
- Головоломки: («Кубик - рубик», «Змейка», «Лабиринт», кроссворды, ребусы, задачи в стихах, задачи - шутки)
- Техническое оснащение занятий.
Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, диафильмы, слайды, компьютерные игры.
Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности познавательного воспитания.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты работы кружка «Забавная математика» направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие познавательных, мыслительных, изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой и познавательной деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «Забавная математика» создает для этого самые благоприятные возможности.
Программа «»Забавная математика» должна помочь сформировать у детей 5 – 6 лет понятия и представления из области геометрии, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой конструкторской деятельности.
По окончании реализации программы «Забавная математика» дети 5 – 7 лет должны знать и уметь:
- пользоваться количественным и порядковым счетом в пределах 10 и 20;
- составлять число из двух меньших;
- знать способы измерения величин: длины, объема, массы;
- называть и конструировать из ТИКО – набора плоские и объемные геометрические фигуры;
- сравнивать и классифицировать фигуры по 1 – 2 свойствам;
- ориентироваться в пространственных понятиях «вверх, вниз, направо, налево» на клетчатом поле ПК и в фигурах ТИКО – конструктора;
- решать простейшие логические задачи на ПК;
- конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
Способом определения результативности программы являются аналитические карты результатов итогового мониторинга образовательного процесса по дополнительному образованию кружка «Забавная математика»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.
- Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
- Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия /
Н. Ефремова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №12. – С. 20–21.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
- Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений : старшая группа / И. А. Помараева, В. А. Позина. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
Список литературы для детей и родителей
- Дружинина, М. Разноцветные стихи / И. Дружинина. – М. : Олма Медиа Групп, 2012. – 128 с.
- Дружинина, М. Разные цвета: стихи / М. Дружинина. – М. : Эксмо, 2010. – 18 с.
- Емельянова, О. Геометрические фигуры и формы : загадки для детей / О. Емельянова. – Режим доступа : http://olesya-emelyanova.ru/index-stihi.html.
- Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия : умные книжки /
О. Н. Земцова. – М. : Махаон, 2015. – 112 с. - Маршалова, Т. Б. Веселые математические считалки /
Т. Б. Маршалова. – М. : Детство-Пресс, 2016. – 32 с. - Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М. : АСТ, 2016. – 160 с.
- Тайц, Я. М. Кубик на кубик / Я. М. Тайц. – М. : Речь, 2016. – 16 с.
Приложение № 1
- Физкультминутка «Большой — маленький».
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
- Физкультминутка «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке, Дети идут шагом,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, прыгают на двух ногах,
По камешкам, по камешкам...
В яму — бух! приседают на корточки
- Физкультминутка «Раз-два».
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два — поднялись,
Раз-два — руки вниз.
- Физкультминутка «Клен».
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен. Руки подняты вверх, движения по тексту.
- Физкультминутка «Три медведя».
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.
- Физкультминутка «Зайка».
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки. Движения по тексту стихотворения.
- Физкультминутка «Один, два, три, четыре, пять».
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
- Физкультминутка «Аист»
(И.п. Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.)
—Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
(Аист отвечает.)
—Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой. Движения по тексту стихотворения.
- Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
- Физкультминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз..
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
(1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)
11. Физкультминутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
- Физкультминутка «А часы идут, идут».
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
- Физкультминутка «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
- Физкультминутка «Бегут, бегут со двора».
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индкж-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран - крутороган-чики -брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
Приложение № 2
Дидактические игры, направленные на формирование
элементарных математических представлений у детей старшей группы
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
«Назови и сосчитай»
Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.
Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
«Назови свой автобус»
Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,
Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
«Хватит ли?»
Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
«Собери фигуру»
Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.
Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.
«На птицефабрике»
Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.
Содержание. В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Содержание.У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т.
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.
Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.
«Почему овал не катится?»
Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы
Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.
«Посчитай птичек»
Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.
Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.
«Встань на место»
Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
«Где фигура»
Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Содержание. В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
«Палочки в ряд»
Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.
Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.
«Кто быстрее найдет»
Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. В. задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.
В заключение В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?
«Прогулка в сад»
Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.
Материал. Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.
Содержание. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.
Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.
«Сделай столько же движений»
Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.
Содержание. В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.
«Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.
Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.
Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.
«Сложи дощечки»
Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.
Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.
Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
«Какое число рядом»
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному .
Материал. Мяч.
Содержание. Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
«День и ночь»
Цель: закреплять знания детей о частях суток.
Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.
Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.
Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».
«Угадай»
Цель: закрепить навыки счета в пределах (…).
Содержание. В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число ( ). Какое число, задумал зайка?
Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше (…) на 1. В кругу - число больше (…) на 1 . и т. д.
«Незаконченные картинки»
Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.
Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.
Содержание. В. предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.
«Про вчерашний день»
Цель: показать детям, как необходимо беречь время.
Жил-был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы-будильник, на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда-то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик-так, тик-так - береги время, упустишь - не догонишь». Молчаливый календарь свысока посматривал на часы-будильники, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды - и календарь не выдержал и заговорил:
-Эх, Сережа, Сережа! Уже втрое ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты еще уроки не сделал. …
-Так-так, - сказали часы. - Подходят к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время летит, его не догонишь, его упустил. Сережа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого календаря.
Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят:
-Тик-так, тик-так. Сколько часов потерял, прогулял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь. Посмотрел Сережа на календарь, а на листке уже не второе число, а третье, и не воскресенье, а понедельник.
-Целые сутки потерял, - говорит календарь, целый день.
-Не беда. Что потеряно, то найти можно, - отвечает Сережа.
-А вот пойди, поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет.
-И попробую, - ответил Сережа.
Только он это сказал, как что-то его подняло, закружило, и оказался он на улице. Осмотрелся Сережа и видит - подъемный краг тащит к верху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители поднимаются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул Сережа голову и как закричит:
-Дяденьки, видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?
-Вчерашний день? - спрашивают строители. - А зачем тебе вчерашний день?
-Уроки сделать не успел. - Ответил Сережа.
-Плохо твое дело, - говорят строители. Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний сегодня обгоняем.
«Вот чудеса„ - думает Сережа. - Как можно завтрашний день обогнать, если он еще не пришел?» И вдруг видит - мама идет.
-Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял. Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду.
-Вряд ли ты его найдешь, - ответила мама.
Вчерашнего дня уже нет, а есть от него только след в делах человека.
И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами.
-Вот наш вчерашний день, - говорит мама.
Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.
Далее В. проводит беседу о том, почему Сережа потерял вчерашний день, и как нужно беречь время.
«Машины»
Цель: закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.
Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.
Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В. проверяет порядок номеров, игра продолжается.
«Путешествие в оранжерею»
Цель: познакомить детей с образованием числа (2-10), упражнять в счете в пределах (3-10).
Содержание. Аналогично игре «Прогулка в сад»
«Чиним одеяло»
Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.
Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).
Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.
«Сосчитай и назови»
Цель: упражнять в счете на слух.
Содержание. В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»
«Новогодние елочки»
Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).
Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.
Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.
«Путешествие по комнате»
Цель: учить находить предметы разной формы.
Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.
«Кто быстрее назовет»
Цель: упражнять в счете предметов.
Содержание. В. обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10)? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.
«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.
Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.
«Кого больше»
Цель: учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи: по 5, по 6 и т. д.
Содержание. «Сегодня утром я ехала в детский сад на автобусе, - рассказывает В., - в трамвай вошли школьники. Среди них были мальчики и девочки. Подумайте и ответьте, больше было мальчиков девочек, если девочек я обозначила большими кругами, а мальчиков – маленьких» - педагог указывает на фланелеграф, на котором 5 больших и 6 маленьких кружков, расположенных вперемешку. Выслушав детей, В.спрашивает: «А как сделать, чтобы еще быстрей увидеть, что девочек и мальчиков было поровну?» Вызванный ребенок раскладывает круги в 2 ряда, один под одним. «Сколько было школьников? Давайте все вместе сосчитаем».
«Мастерская форм»
Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.
Материал. У каждого ребенка спички без головок (палочки), окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.
Содержание. В.: «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.
«Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
Содержание. В. обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
ЛИТЕРАТУРА
- Адаменко М.В. Компьютер для малышей./ Адаменко М.В. //М., Майор, 2005. - 136 с.
- Большакова М.Д. Программа «Математика вокруг нас» /Большакова М.Д., Румянцева И.Б., Целищева И.И.//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , № 5, 2008, стр. 41 – 51., - 115 с.
- Долженко Е.А. «Ребенок в мире высоких технологий». Программа развития дошкольников с элементами информатики./ Долженко Е.А. // «Дошкольная педагогика», № 6, 2013. - 48 с.
- Крушельникова О.И. Вправо, влево, вверх, вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 5 – 8 лет/Крушельникова О.И., Третьякова А.Н..// М., ТЦ «Сфера», 2007. - 226 с.
- Логинова И.В. Программа дополнительного образования детей «ТИКО – конструирование» /Логинова И.В., Михайлова Е.В.// «Детский сад от А до Я», № 4, 2011, стр.52 – 78, - 192 с.
- Фалькович Т.А. Формирование математических представлений /Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.// Программа развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Москва «ВАКО», 2005, - 206 с.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника