"Лисьмяпря"






Программа занятий
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Дополнительная образовательная программа «Лисьмапря»(далее - Программа) |
Руководитель программы |
Воспитательпервой категории Шишова Светлана Геннадьевна |
Организация-исполнитель |
МАДОУ«ЦРР-детскийсад№ 4» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя |
г. Саранск ул. Попова, 64Б |
Цель программы |
активизировать у детей 6-7 лет интерес и стремление к общению на эрзянском языке, воспринимать и понимать его на слух; воспитывать уважение к мордовскому народу, его языку, быту, традициям, культуре. |
Направленность программы |
Познавательно-речевое |
Срок реализации программы |
1 год |
Вид программы Уровень реализации программы |
адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
В результате изучения программы «Лисьмапря» дошкольник должен знать:
Кроме того, дошкольник должен уметь:
программного материала;
В конце года выявляется уровень индивидуальной подготовки детей старшего возраста по следующим параметрам:
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность дополнительной образовательной программы познавательно-речевая, обеспечивает формирование у детей правильного произношения всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова и пробуждает у детей интереса и стремления к общению на мордовском (эрзя) языке. Программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, языка, любви к нему.
2.Новизнапрограммы «Лисьмапря». Новизна программы в том, что детей обучают мордовскому языку, из года в год, последовательно, систематически, что дает возможность детям понять разговорную речь. Эта программа является образовательной, так как в доступной форме позволяет детям разного возраста получить полноценные знания мордовского языка.
Участие родителей в этом процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в творческом объединении (дети – педагоги – родители)
3. Актуальность программы. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность.
В последнее время стало актуальным – обучение детей мордовскому языку не только в школе, но и в дошкольных учреждениях республике Мордовия.
Образовательная программа «Обучение детей мордовскому языку в дошкольных учреждениях республики Мордовия» и примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» ориентированы на восприятие и пробуждение у ребенка интереса и стремления к обучению на мордовском языке.
Язык –уникальное достояние человечества. Изучение родного языка способствует сохранению национально-культурной идентичности и самобытности этносов.Провозглашение мордовских языком наряду с русским, значительно повысило статус, что дало возможность обучать детей языку и как родному, и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста. Обучение дошкольников второму языку имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения.
4. Отличительные особенности программы: программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам. В этом и есть отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ.
5. Педагогическая целесообразность программы. При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста:
- принцип развивающего обучения;
- функционально-семантический принцип;
- принцип целостности;
- принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип культуросообразности.
Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.
6. Цель программы -активизировать у детей 6-7 лет интерес и стремление к общению на эрзянском языке, воспринимать и понимать его на слух; воспитывать уважение к мордовскому народу, его языку, быту, традициям, культуре.
7. Задачи программы.
Обучающие:
Учить воспринимать мордовскую речь на слух.
Научить детей пользоваться интонационными различиями для целей общения.
Учить понимать смысл и функции различных конструкций, вступать в общении друг с другом на мордовском языке.
Формировать у детей правильное произношение всех звуков как в отдельности, так и в составе слова. Особое внимание обратить на формирование и произношение звуков.
Формировать фонематический слух, умение различать звуки на слух в собственной речи и речи других.
Познакомить детей с грамматическими явлениями мордовского языка, необходимых для создания и построения высказываний.
Знакомить детей с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывать значение новых слов.
Развивающие:
Развивать, расширять, углублять и закреплять знания детей по истории, природе и культуре родного края.
Развивать языковые способности ребёнка, которые позволяют ориентироваться в звучащей эрзянской речи, понимать и адекватно реагировать на неё.
Развивать эмоциональные, творческие качества ребёнка, способности к социальному взаимодействию (умение играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнёром), радости познания и любознательности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ.
Формировать у детей социальную активность.
Прививать любовь к песням, танцам, желание их слушать и исполнять.
Воспитывать культуру общения и поведения во время посещения музеев, выставок, экскурсий.
8. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6-7 лет. Учитывая, дети принимаются без специального отбора, одной из задач является дифференцированный подход к процессу обучения.
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 учебный год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в учебный год (октябрь-май) - 15 часов 30 минут;
- Занятие 1 раз в неделю (среда) во второй половине дня, длительностью 30 минут (один академический час).
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате изучения программы «Лисьмапря» дошкольник должен знать:
- усвоить словарь, предназначенный для старшей группы;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки (цвет, вкус, размер, принадлежность тому или иному лицу);
- рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, кто у него в семье);
- знать 1-2 стихотворения, песенки, считалки, загадки и другие небольшие произведения музыкально поэтического творчества мордовского народа.
Кроме того, дошкольник должен уметь:
- уметь считать от 5- до 10;
- уметь вести небольшой диалог, используя активный и пассивный словарь
программного материала;
- уметь понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала.
В конце года выявляется уровень индивидуальной подготовки детей старшего возраста по следующим параметрам:
- умение принять цель;
- умение выбрать материал;
- организовать рабочее место;
- сформировать умения и навыки по изучению мордовского языка;
- результативность и самостоятельность в достижении результата.
Оценочные материалы
№ п/п |
Ф.И.ребенка |
Усвоение слов и предложений коммуникативного характера |
Освоение словаря |
Освоение грамматических конструкций |
Связная речь |
Уровень |
|||||
Окт. |
Май |
Окт. |
Май |
Окт. |
Май |
Окт. |
Май |
Окт. |
Май |
||
Условные обозначения:
3 балла - усвоил полностью;
2 балла - усвоил частично;
1 балл - не усвоил.
Оценочная шкала:
2- низкий уровень,
3- средний уровень,
4 – высокий уровень.
Критерии оценки уровня освоения программы воспитанниками.
Определение уровня овладения детьми изучения мордовского (эрзя) языка: высокий уровень (4) – ребенок понимает мордовскую речь на слух, владеет не сложными образцами связной речи; он проявляет инициативу в общении, задает вопросы, знает звуковой материал, предусмотренной программой.
Средний уровень (3) – ребенок понимает мордовскую речь в пределах доступной тематики, иногда допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их с помощью воспитателя, словарный запас в пределах нормы; испытывает затруднения в произнесении отдельных звуков; выразительность речи не достаточна.
Низкий уровень (2)– ребенок понимает мордовскую речь, но при разговорной речи допускает ошибки и не может их исправлять, речь не достаточно выразительна, словарный запас беден, проявляет интерес к речевому общению, но в общении мало активен, требует помощь взрослого.
12. Форма подведения итогов.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме итоговых занятий по основным темам.
- Составление рассказа о себе.
- Чтение стихотворений, потешек, прибауток, колядок на мордовском языке.
- Проведение выставок детских работ.
- Открытые занятия.
- Конкурсы.
- Праздники.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
практика |
|||
кол-во занятий |
мин. |
||||
1 |
Мониторинг |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
2 |
Детский сад |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
3 |
Наша группа |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
4 |
Моя семья |
2 |
60 мин |
20 мин |
40 мин |
5 |
Овощи и фрукты |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
6 |
Осень |
2 |
60 мин |
20 мин |
40 мин |
7 |
В столовой |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
8 |
Мой день |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
9 |
Новый год |
2 |
60 мин |
20 мин |
40 мин |
10 |
Зима |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
11 |
Зимние забавы |
2 |
60 мин |
20 мин |
40 мин |
12 |
Магазин |
2 |
60 мин |
20 мин |
40 мин |
13 |
Цвет |
2 |
60 мин |
20 мин |
40 мин |
14 |
Весна |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
15 |
Домашние животные и птицы |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
16 |
Дикие животные |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
17 |
Части тела |
2 |
60 мин |
20 мин |
40 мин |
18 |
Пища и посуда |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
19 |
Одежда и обувь |
2 |
60 мин |
20 мин |
40 мин |
20 |
Диагностика |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
21 |
Итоговая ООД «Капшадотеемспаро» |
1 |
30 мин |
10 мин |
20 мин |
22 |
Повторение пройденного материала |
2 |
60 мин |
20 мин |
40 мин |
Итого: |
31 |
15 часов 30 минут |
5 часов 10 мин |
10 часов 20 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Лисьмапря»
Неделя |
Тема занятий |
Программное содержание |
Материалы и оборудование |
Методы и приемы |
Работа с родителями |
||
Октябрь |
|||||||
1 |
Мониторинг |
||||||
2 |
«Детский сад» |
Разучивание новых слов. Учить детей обозначать словом видимые предметы |
Групповая комната, игрушки |
Рассказ, беседа, д/и, п/и, загадки |
Консультация для родителей «Для чего изучаем мордовский язык» |
||
3 |
«Наша группа» |
Познакомить детей с новыми словами. Учить правильно произносить и воспринимать на слух слова. |
Групповая комната, игрушки, фотографии детей |
Рассказ, беседа, д/и, п/и, загадки |
Дать слова для повторения с детьми по теме. |
||
4 |
«Моя семья» |
Познакомить детей с новыми словами, формировать правильное произношение слов и слогов. |
Куклы, кукольный домик |
Рассказ, беседа, д/и, п/и, загадки, наблюдение |
|||
Ноябрь |
|||||||
1 |
«Моя семья» |
Закрепить с детьми ранее изученные слова и предложения. Воспитывать любовь к семье. |
Сюжетные картинки, фотографии |
Рассказ, беседа, д/и, п/и, загадки, наблюдение |
Заучивание пальчиковой гимнастики. |
||
2 |
«Овощи и фрукты» |
Вспомнить с детьми ранее изученные слова на данную тему. |
Муляжи овощей, корзинка |
Рассказ, беседа, д/и, п/и, загадки, наблюдение |
|||
3 |
«Осень» |
Познакомить детей с новыми словами. Учить правильно произносить и воспринимать на слух слова |
Осенние листья, игрушки |
Рассказ, беседа, рассматривание картины, наблюдение |
Повторять новые слова с детьми. |
||
4 |
«Осень» |
Закрепить ранее изученные слова и предложения. Воспитывать любовь к природе родного края. |
Экскурсия в осенний лес. |
Рассказ, беседа, описат. рассказ, наблюдение |
|||
Декабрь |
|||||||
1 |
«В столовой» |
Познакомить детей с новыми словами. Развивать умение употреблять эти слова в связной речи. |
Чайный сервис, столовые приборы |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
Дать новые образцы речи по теме. |
||
2 |
«Мой день» |
Познакомить детей с новыми словами. |
Часы, картинки с изображением времени дня |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
|||
3 |
«Новый год» |
Познакомить детей с новыми словами. Закрепить знания о зиме. Активизировать словарь детей, развивать умение поддерживать игровую ситуацию. |
Игрушки: ёлка, Дед Мороза, Снегурочка |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
Заучивание с детьми загадок про Новый год. |
||
4 |
«Новый год» |
Повторить слова относящиеся к темам «Зима», «Новый год». Развивать умение употреблять в речи слова. |
Экскурсия в муз.зал |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
Заучивание стихов про Новый год. |
||
Январь |
|||||||
2 |
«Зима» |
Познакомить детей с новыми словами, способствовать их использованию в речи детей. |
Картина «Зима», игрушки |
Беседа, загадки, Д/и, решение кроссворда |
Заучивание стихотворения «Теле» с детьми. |
||
3 |
« Зимние забавы» |
Познакомить детей с новыми словами. Развивать у детей способность наблюдать. |
Шарик или мяч, карандаши, картины, иллюстрация с играми детей. |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
Выставка рисунков «Зимние забавы» |
||
4 |
«Зимние забавы» |
Закрепить ранее изученные слова и предложения. Учить детей строить диалоги на тему «Зима». |
Снежинки из бумаги, сюжетные картинки на тему «Прогулка зимой» |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
Фольклорный праздник. |
||
Февраль |
|||||||
1 |
«Магазин» |
Познакомить детей с новыми словами и предложениями. Вести их в разговорную речь. |
Кукла «продавец», муляжи продуктов питания, канц.товары. |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
|||
2 |
«Магазин» |
Повторить уже знакомые слова на темы: «Овощи и фрукты», «Пища и посуда». |
Игровой уголок «Магазин» |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание, худ.слово |
Дать речевые образцы по теме для повторения с детьми. |
||
3 |
«Цвет» |
Активизировать в речи детей названия предметов и названия цветов на эрз.языке. Развивать память и интерес к мордовскому фольклору. |
Разноцветные мячи, ленточки, кубики |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
Закрепление цветов на эрзянском языке. |
||
4 |
«Цвет» |
Закрепить названия цветов. Воспитывать желание играть в мордовские п/и, соблюдать правила. |
Разноцветные воздушные шары. Искусственные цветы, разноцветные круги, вырезанные из картона |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
|||
Март |
|||||||
1 |
«Весна» |
Повторить ранее изученные слова и предложения. Развивать внимание, слуховое восприятие, память |
Картинки с явлениями природы, календарь погоды |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
|||
2 |
«Домашние животные и птицы» |
Познакомить детей с новыми словами. Учить детей составлять небольшой рассказ по сюжетной картине. |
Игрушки «Домашние животные» |
Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание |
|||
3 |
«Дикие животные» |
Обогащать знания детей о домашних животных, закрепить ранее изученные слова, активизировать словарный запас, развивать интерес к живой природе. |
Магнитофон, фланелеграф, картинки с изображением диких животных. |
Беседа о диких животных, загадки, картинки, п/и |
Анкетирование родителей. |
||
4 |
«Части тела» |
Помочь детям усвоить новые слова и предложения. Обратить внимание на произношение окончаний. Воспитывать бережное отношение к своему организму. |
Модель изображения человека |
беседа, д/и, загадки, рассматривание |
|||
Апрель |
|||||||
1 |
«Части тела» |
Вспомнить с детьми уже знакомые слова на данную тему. Способствовать развитию интереса к изучению эрзянского языка. |
Модель изображения человека |
беседа, д/и, рассматривание |
Повторение новых слов по теме |
||
2 |
«Пища и посуда» |
Познакомить детей с новыми словами. Учить отвечать на вопрос воспитателя, прививать интерес к изучению языка. |
Игрушки: чайная посуда, кукла в нац.костюме |
беседа, д/и, загадки, рассматривание |
|||
3 |
«Одежда и обувь» |
Познакомить детей с новыми словами. Формировать правильное произношение. Воспитывать у детей интерес говорить на эрз.языке. |
Кукла, кукольная одежда и обувь |
беседа, д/и, загадки, рассматривание |
|||
4 |
«Одежда и обувь» |
Повторить диалоги на тему «Магазин», «Части тела». Упражнять детей в назывании эрзянских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку. |
Игровой уголок «Магазин», картинки с изображениями одежды и обуви. |
беседа, д/и, загадки, рассматривание |
Дать речевые образцы по теме. |
||
Май |
|||||||
1 |
Мониторинг |
||||||
2 |
Итоговая ООД «Капшатанотеемспаро». |
Закрепление пройденного материала за год, воспитывать любовь и уважение к близким, заботу о членах семьи. |
Иллюстрации, рисунки, муляжи овощей, маски с числами |
Драматизация, беседа, игровое упражнения, Д/и, исполнение песни |
Драматизация сказки «Заюшкина избушка» |
||
3 |
Повторение пройденного материала |
Закрепить ранее изученные слова и предложения. Развивать внимание, слух, память. Воспитывать любовь к природе родного края. |
Иллюстрации, сюжетные картинки, куклы, воздушные шары |
Беседа, наблюдение, п/и, отгадывание загадок |
|||
4 |
Повторение пройденного материала |
Закрепить ранее изученные слова и предложения. Воспитывать любовь к мордовским п/играм. |
Картинки, игрушки, счетные палочки |
Рассказ, беседа, дискуссия, мордовские п/и |
|||
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу:
- групповая;
- индивидуальная.
- Приемы и методы организации:
- наглядный: наглядно-зрительные, наглядно-слуховые, наглядно- тактильные, предметная наглядность (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- словесный: краткое описание, объяснение.
- игровой: использование дидактических игр.
- практический: показ способов действия с предметами, способов изображения.
- информационно - рецептивный: совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка.
- репродуктивный: воспроизведение действий по образцу.
- эмоциональный: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха.
- социальный: создание ситуации взаимопомощи.
- Дидактический материал:
• Дидактические игры: «Времена года», «Найди их место», «Овощи и фрукты», «Татюня и Алдуня», «Составь узор», «Гости», «Одень куклу» и т. д.
• Материал: картинки с изображением диких и домашних животных, картинки с изображением фруктов и овощей, бумажные куклы с одеждой (мокшанской и эрзянской), картинки (с изображением времен года, «моя семья», народный костюм), игрушки (кукла «мордовочка», сказочные герои) и т.д.
- Техническое оснащение занятий.
- компьютер;
- магнитофон;
- магнитная доска с набором приспособления для крепления;
- аудиокассета с мордовскими песнями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом /
Н. В. Алешина – М. :ТЦ Сфера, 1999. – 112 с. - Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с.
- Голенков, Н. Б. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски : учеб. пособие / Н. Б. Голенков. – Саранск: Изд. дом «Книга», 2007. – 80 с.
- Исайкина, А.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск : Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр финно-угорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск, 2007. – 64 с.
- Мы в Мордовии живем : регион.образов. модуль дошк. образования
О. В. Бурляева [и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2015. – 84 с. - Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): пособие для дошк. образов.учреждений РМ / Е. Н. Киркина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 352 с.
Список литературы для детей
- Мудрова, М.М. День обычный на дворе. Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки. Для мл. шк. возраста/Сост.: М.М. Мудрова,
И.П. Пачколина, Н.М. Мирская; Худож. А.И. Алешин. – М. : Саранск, Мордов. кн. изд – во, 1990.– 286 с. - Мы – мордва! : рассказы о родном крае и морд.народе для маленьких читателей – жителей Мордовии и её гостей / Николай Мокшин. – М. : Саранск, Фонд «Открытая Мордовия». Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н.П.Огарева, 2007. – 48 с.
- Пинясов, Я.М. Сорокины сказки / Я.М. Пинясов (рассказы и сказки). Редактор Н.М.Мирская худ.ред. Е.Н.Синяева. – Саранск: Морд.кн. изд., 1993.–151 с.
- Природа Мордовского края: рассказы. – М. : Саранск, Фонд «Открытая Мордовия». Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н.П.Огарева, 2008.– 47 с.
- Прохоров, А.А. В гостях у бабушки Ведявы: для дошкол. и мл.шк. возраста / Художник А.А. Прохоров.– Саранск:Мордов. кн. изд-во, 1997.– 77 с.
- Самородов, К.Т. Мордовские народные сказки / собр. и обраб.
К.Т. Самородов; (состав.:А.А. Долгачев и А.Д. Шурляев; худож.
Н.Е. Горчакова), 2-е изд., доп. переаб. – М. : Саранск, Мордов. кн. изд-во, 2006.– 416 с. - Саранск – столица Мордовии: рассказы о столице нашей респ. для маленьких читателей / Мордов. гос.ун-т им. Н.П.Огарева. – М. :Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н.П.Огарева, 2007.– 48 с.
- Эрзяньевкст; Вишкаклассотонавтницянень – Саранск; М. : Морд.кн. изд., 1993.– 192 с.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника