"Лисьмяпря"

Воспитатель высшей квалификационной категории Шишова Светлана Геннадьевна.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Шишова Светлана Геннадьевна

Программа занятий

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Лисьмапря»(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитательпервой категории

Шишова Светлана Геннадьевна

Организация-исполнитель

МАДОУ«ЦРР-детскийсад№ 4»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Попова, 64Б

Цель программы

активизировать у детей 6-7 лет интерес и стремление к общению на эрзянском языке, воспринимать и понимать его на слух; воспитывать уважение к мордовскому народу, его языку, быту, традициям, культуре.

Направленность программы

Познавательно-речевое

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

В результате изучения программы «Лисьмапря» дошкольник должен знать:

  1. усвоить словарь, предназначенный для старшей группы;
  2. давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки (цвет, вкус, размер, принадлежность тому или иному лицу);
  3. рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, кто у него в семье);
  4. знать 1-2 стихотворения, песенки, считалки, загадки и другие небольшие произведения музыкально поэтического творчества мордовского народа.

Кроме того, дошкольник должен уметь:

  1. уметь считать от 5- до 10;
  2. уметь вести небольшой диалог, используя активный и пассивный словарь

программного материала;

  1. уметь понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала.

В конце года выявляется уровень индивидуальной подготовки детей старшего возраста по следующим параметрам:

  1. умение принять цель;
  2. умение выбрать материал;
  3. организовать рабочее место;
  4. сформировать умения и навыки  по изучению мордовского языка;
  5. результативность и самостоятельность в достижении результата.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность дополнительной образовательной программы познавательно-речевая, обеспечивает формирование у детей правильного произношения всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова и пробуждает у детей интереса и стремления к общению на мордовском (эрзя) языке. Программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, языка, любви к нему.

2.Новизнапрограммы «Лисьмапря». Новизна программы в том, что детей обучают мордовскому языку, из года в год, последовательно, систематически, что дает возможность детям понять разговорную речь. Эта программа является образовательной, так как в доступной форме позволяет детям разного возраста получить полноценные знания мордовского языка.

Участие родителей в этом процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в творческом объединении (дети – педагоги – родители)

3. Актуальность программы. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре коренного  народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.

Каким мы хотим видеть наше будущее,  во многом зависит от нас и от тех принципов,  которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего?  Конечно же,  его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность,  цивилизованность  и образованность.

В последнее время стало актуальным – обучение детей мордовскому языку не только в школе, но и в дошкольных учреждениях республике  Мордовия.

Образовательная  программа «Обучение детей  мордовскому языку в дошкольных учреждениях республики Мордовия»  и примерный региональный модуль программы дошкольного образования  «Мы в Мордовии живем» ориентированы на восприятие и пробуждение у ребенка интереса и стремления к обучению на мордовском языке.

Язык –уникальное достояние человечества. Изучение родного языка способствует сохранению национально-культурной идентичности и самобытности этносов.Провозглашение мордовских языком  наряду с русским, значительно повысило статус, что дало возможность обучать детей языку и как родному, и как  государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста. Обучение дошкольников второму языку имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения.

4. Отличительные особенности программы: программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам. В этом и есть отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ.

5. Педагогическая целесообразность программы. При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста:

  • принцип развивающего обучения;
  • функционально-семантический принцип;
  • принцип целостности;
  • принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;
  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип культуросообразности.

Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.

6. Цель программы -активизировать у детей 6-7 лет интерес и стремление к общению на эрзянском языке, воспринимать и понимать его на слух; воспитывать уважение к мордовскому народу, его языку, быту, традициям, культуре.

7. Задачи программы.

Обучающие:

Учить воспринимать мордовскую речь на слух.

Научить детей пользоваться интонационными различиями для целей общения.

Учить понимать смысл и функции различных конструкций, вступать в общении друг с другом на мордовском языке.

Формировать у детей правильное произношение всех звуков как в отдельности, так и в составе слова. Особое внимание обратить на формирование и произношение звуков.

Формировать фонематический слух, умение различать звуки на слух в собственной речи и речи других.

Познакомить детей с грамматическими явлениями мордовского языка, необходимых для создания и построения высказываний.

Знакомить детей с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывать значение новых слов.

Развивающие:

Развивать, расширять, углублять и закреплять знания детей по истории, природе и культуре родного края.

Развивать языковые способности ребёнка, которые позволяют ориентироваться в звучащей эрзянской речи, понимать и адекватно реагировать на неё.

Развивать эмоциональные, творческие качества ребёнка, способности к социальному взаимодействию (умение играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнёром), радости познания и любознательности.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ.

Формировать у детей социальную активность.

Прививать любовь к песням, танцам, желание их слушать и исполнять.

Воспитывать культуру общения и поведения во время посещения музеев, выставок, экскурсий.

8. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6-7 лет. Учитывая, дети принимаются  без специального отбора, одной из задач  является дифференцированный подход к процессу обучения.

9. Срок реализации дополнительной образовательной  программы: 1 учебный  год.

10. Форма  детского  образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в учебный год (октябрь-май) - 15 часов 30 минут;

- Занятие 1 раз в неделю (среда) во второй половине дня, длительностью 30 минут (один академический час).

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате изучения программы «Лисьмапря» дошкольник должен знать:

  1. усвоить словарь, предназначенный для старшей группы;
  2. давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки (цвет, вкус, размер, принадлежность тому или иному лицу);
  3. рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, кто у него в семье);
  4. знать 1-2 стихотворения, песенки, считалки, загадки и другие небольшие произведения музыкально поэтического творчества мордовского народа.

Кроме того, дошкольник должен уметь:

  1. уметь считать от 5- до 10;
  2. уметь вести небольшой диалог, используя активный и пассивный словарь

программного материала;

  1. уметь понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала.

В конце года выявляется уровень индивидуальной подготовки детей старшего возраста по следующим параметрам:

  1. умение принять цель;
  2. умение выбрать материал;
  3. организовать рабочее место;
  4. сформировать умения и навыки  по изучению мордовского языка;
  5. результативность и самостоятельность в достижении результата.

Оценочные материалы

№ п/п

Ф.И.ребенка

Усвоение слов и предложений коммуникативного характера

Освоение словаря

Освоение грамматических конструкций

Связная речь

Уровень

Окт.

Май

Окт.

Май

Окт.

Май

Окт.

Май

Окт.

Май

 Условные обозначения:

3 балла - усвоил полностью;

2 балла - усвоил частично;

1 балл - не усвоил.

Оценочная шкала:

2- низкий уровень,

3- средний уровень,

4 – высокий уровень.

Критерии оценки уровня освоения программы воспитанниками.

Определение уровня овладения детьми изучения мордовского (эрзя) языка: высокий уровень (4) – ребенок понимает мордовскую речь на слух, владеет не сложными образцами связной речи; он проявляет инициативу в общении, задает вопросы, знает звуковой материал, предусмотренной программой.

Средний уровень (3) – ребенок  понимает мордовскую речь в пределах доступной тематики, иногда допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их с помощью воспитателя, словарный запас в пределах нормы;  испытывает затруднения в произнесении отдельных звуков;  выразительность речи не достаточна.

Низкий уровень (2)– ребенок понимает мордовскую речь, но при разговорной речи допускает ошибки и не может их исправлять, речь не достаточно выразительна, словарный запас беден, проявляет интерес к речевому  общению, но в общении мало активен, требует помощь взрослого.

12. Форма подведения итогов.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме итоговых занятий по основным темам.

  1. Составление рассказа о себе.
  2. Чтение стихотворений, потешек, прибауток, колядок на мордовском языке.
  3. Проведение выставок детских работ.
  4. Открытые занятия.
  5. Конкурсы.
  6. Праздники.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Мониторинг

1

30 мин

10 мин

20 мин

2

Детский сад

1

30 мин

10 мин

20 мин

3

Наша группа

1

30 мин

10 мин

20 мин

4

Моя семья

2

60 мин

20 мин

40 мин

5

Овощи и фрукты

1

30 мин

10 мин

20 мин

6

Осень

2

60 мин

20 мин

40 мин

7

В столовой

1

30 мин

10 мин

20 мин

8

Мой день

1

30 мин

10 мин

20 мин

9

Новый год

2

60 мин

20 мин

40 мин

10

Зима

1

30 мин

10 мин

20 мин

11

Зимние забавы

2

60 мин

20 мин

40 мин

12

Магазин

2

60 мин

20 мин

40 мин

13

Цвет

2

60 мин

20 мин

40 мин

14

Весна

1

30 мин

10 мин

20 мин

15

Домашние животные и птицы

1

30 мин

10 мин

20 мин

16

Дикие животные

1

30 мин

10 мин

20 мин

17

Части тела

2

60 мин

20 мин

40 мин

18

Пища и посуда

1

30 мин

10 мин

20 мин

19

Одежда и обувь

2

60 мин

20 мин

40 мин

20

Диагностика

1

30 мин

10 мин

20 мин

21

Итоговая ООД «Капшадотеемспаро»

1

30 мин

10 мин

20 мин

22

Повторение пройденного материала

2

60 мин

20 мин

40 мин

Итого:

31

15 часов 30 минут

5 часов 10 мин

10 часов      20 мин

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 «Лисьмапря»

Неделя

Тема занятий

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Работа с родителями

Октябрь

1

Мониторинг

2

«Детский сад»

Разучивание новых слов. Учить детей обозначать словом видимые предметы

Групповая комната, игрушки

Рассказ, беседа, д/и, п/и, загадки

Консультация для родителей «Для чего изучаем мордовский язык»

3

«Наша группа»

Познакомить детей с новыми словами. Учить правильно произносить и воспринимать на слух слова.

Групповая комната, игрушки, фотографии детей

Рассказ, беседа, д/и, п/и, загадки

Дать слова для повторения с детьми по теме.

4

«Моя семья»

Познакомить детей с новыми словами, формировать правильное произношение слов и слогов.

Куклы, кукольный домик

Рассказ, беседа, д/и, п/и, загадки, наблюдение

Ноябрь

1

«Моя семья»

Закрепить с детьми  ранее изученные слова и предложения. Воспитывать любовь к семье.

Сюжетные картинки, фотографии

Рассказ, беседа, д/и, п/и, загадки, наблюдение

Заучивание пальчиковой гимнастики.

2

«Овощи и фрукты»

Вспомнить с детьми ранее изученные слова на данную тему.

Муляжи овощей, корзинка

Рассказ, беседа, д/и, п/и, загадки, наблюдение

3

«Осень»

Познакомить детей с новыми словами. Учить правильно произносить и воспринимать на слух слова

Осенние листья, игрушки

Рассказ, беседа, рассматривание картины,  наблюдение

Повторять новые слова с детьми.

4

«Осень»

Закрепить ранее изученные слова и предложения. Воспитывать любовь к природе родного края.

Экскурсия в осенний лес.

Рассказ, беседа, описат. рассказ, наблюдение

Декабрь

1

«В столовой»

Познакомить детей с новыми словами. Развивать умение употреблять эти слова в связной речи.

Чайный сервис, столовые приборы

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

Дать новые образцы речи по теме.

2

«Мой день»

Познакомить детей с новыми словами.

Часы, картинки с изображением времени дня

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

3

«Новый год»

Познакомить детей с новыми словами. Закрепить знания о зиме. Активизировать словарь детей, развивать умение поддерживать игровую ситуацию.

Игрушки: ёлка, Дед Мороза, Снегурочка

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

Заучивание с детьми загадок про Новый год.

4

«Новый год»

Повторить слова относящиеся к темам «Зима», «Новый год». Развивать умение употреблять  в речи слова.

Экскурсия в муз.зал

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

Заучивание стихов про Новый год.

Январь

2

«Зима»

Познакомить детей с новыми словами, способствовать их использованию в речи детей.

Картина «Зима», игрушки

Беседа, загадки, Д/и, решение кроссворда

Заучивание стихотворения «Теле» с детьми.

3

« Зимние забавы»

Познакомить детей с новыми словами. Развивать  у детей способность наблюдать.

Шарик или мяч, карандаши, картины, иллюстрация с играми детей.

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

Выставка рисунков «Зимние забавы»

4

«Зимние забавы»

Закрепить ранее изученные слова и предложения. Учить детей строить диалоги на тему «Зима».

Снежинки из бумаги, сюжетные картинки на тему «Прогулка зимой»

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

Фольклорный праздник.

Февраль

1

«Магазин»

Познакомить детей с новыми словами и предложениями. Вести их в разговорную речь.

Кукла «продавец», муляжи продуктов питания, канц.товары.

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

2

«Магазин»

Повторить уже знакомые слова на темы: «Овощи и фрукты», «Пища и посуда».

Игровой уголок «Магазин»

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание, худ.слово

Дать речевые образцы по теме для повторения с детьми.

3

«Цвет»

Активизировать в речи детей названия предметов и названия цветов на эрз.языке. Развивать память и интерес к мордовскому фольклору.

Разноцветные мячи, ленточки, кубики

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

Закрепление цветов на эрзянском языке.

4

«Цвет»

Закрепить названия цветов. Воспитывать желание играть в мордовские п/и, соблюдать правила.

Разноцветные воздушные шары. Искусственные цветы, разноцветные круги, вырезанные из картона

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

Март

1

«Весна»

Повторить ранее изученные слова и предложения. Развивать внимание, слуховое восприятие, память

Картинки с явлениями природы, календарь погоды

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

2

«Домашние животные и птицы»

Познакомить детей с новыми словами. Учить детей составлять небольшой рассказ по сюжетной картине.

Игрушки «Домашние животные»

Рассказ, беседа, д/и, загадки, рассматривание

3

«Дикие животные»

Обогащать знания детей о домашних животных, закрепить ранее изученные слова, активизировать словарный запас, развивать интерес к живой природе.

Магнитофон, фланелеграф, картинки с изображением диких животных.

Беседа о диких животных, загадки, картинки, п/и

Анкетирование родителей.

4

«Части тела»

Помочь детям усвоить новые слова и предложения. Обратить внимание на произношение окончаний. Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Модель изображения человека

беседа, д/и, загадки, рассматривание

Апрель

1

«Части тела»

Вспомнить с детьми уже знакомые слова на данную тему. Способствовать развитию интереса к изучению эрзянского языка.

Модель изображения человека

беседа, д/и, рассматривание

Повторение новых слов по теме

2

«Пища и посуда»

Познакомить детей с новыми словами. Учить отвечать на вопрос воспитателя, прививать интерес к изучению языка.

Игрушки: чайная посуда, кукла в нац.костюме

беседа, д/и, загадки, рассматривание

3

«Одежда и обувь»

Познакомить детей с новыми словами. Формировать правильное произношение. Воспитывать у детей интерес говорить на эрз.языке.

Кукла, кукольная одежда и обувь

беседа, д/и, загадки, рассматривание

4

«Одежда и обувь»

Повторить диалоги на тему «Магазин», «Части тела». Упражнять детей в назывании эрзянских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку.

Игровой уголок «Магазин», картинки с изображениями одежды и обуви.

беседа, д/и, загадки, рассматривание

Дать речевые образцы по теме.

Май

1

Мониторинг

2

Итоговая ООД «Капшатанотеемспаро».

Закрепление пройденного материала за год, воспитывать любовь и уважение к близким, заботу о членах семьи.

Иллюстрации, рисунки, муляжи овощей, маски с числами

Драматизация, беседа, игровое упражнения, Д/и, исполнение песни

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

3

Повторение пройденного материала

Закрепить ранее изученные слова и предложения. Развивать внимание, слух, память. Воспитывать любовь к природе родного края.

Иллюстрации, сюжетные картинки, куклы, воздушные шары

Беседа, наблюдение, п/и, отгадывание загадок

4

Повторение пройденного материала

Закрепить ранее изученные слова и предложения. Воспитывать любовь к мордовским п/играм.

Картинки, игрушки, счетные палочки

Рассказ, беседа, дискуссия, мордовские п/и

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу:

- групповая;

- индивидуальная.

  1. Приемы и методы организации:

- наглядный: наглядно-зрительные, наглядно-слуховые, наглядно- тактильные, предметная наглядность (рассматривание дидактических пособий, предметов).

- словесный: краткое описание, объяснение.

- игровой: использование дидактических игр.

- практический: показ способов действия с предметами, способов изображения.

- информационно - рецептивный: совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка.

- репродуктивный: воспроизведение действий по образцу.

- эмоциональный: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха.

- социальный: создание ситуации взаимопомощи.

  1. Дидактический материал:

• Дидактические игры: «Времена года», «Найди их место»«Овощи и фрукты»,  «Татюня и Алдуня», «Составь узор», «Гости», «Одень куклу» и т. д.

• Материал: картинки с изображением диких и домашних животных, картинки с изображением фруктов и овощей, бумажные куклы с одеждой (мокшанской и эрзянской), картинки (с изображением времен года, «моя семья», народный костюм), игрушки (кукла «мордовочка», сказочные герои) и т.д.

  1. Техническое оснащение занятий.

- компьютер;

- магнитофон;

- магнитная доска с набором приспособления для крепления;

- аудиокассета с мордовскими песнями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом /
    Н. В. Алешина – М. :ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
  2. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с.
  3. Голенков, Н. Б. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски : учеб. пособие / Н. Б. Голенков. – Саранск: Изд. дом «Книга», 2007. – 80 с.
  4. Исайкина, А.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому,  эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск : Некоммерческая ассоциация  «Поволжский центр финно-угорских народов»;  МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск, 2007. – 64 с.
  5. Мы в Мордовии живем : регион.образов. модуль дошк. образования
    О. В. Бурляева [и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2015. – 84 с.
  6. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): пособие для дошк. образов.учреждений РМ / Е. Н. Киркина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 352 с.

Список литературы для детей

  1. Мудрова, М.М. День обычный на дворе. Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки. Для мл. шк. возраста/Сост.: М.М. Мудрова, 
    И.П. Пачколина,  Н.М. Мирская; Худож. А.И. Алешин. – М. : Саранск, Мордов. кн. изд – во, 1990.– 286 с.
  2. Мы – мордва! : рассказы о родном крае и морд.народе для маленьких читателей – жителей Мордовии и её гостей / Николай Мокшин. – М. : Саранск, Фонд «Открытая Мордовия». Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н.П.Огарева, 2007. – 48 с.
  3. Пинясов, Я.М. Сорокины сказки / Я.М. Пинясов (рассказы и сказки). Редактор Н.М.Мирская худ.ред. Е.Н.Синяева. – Саранск: Морд.кн. изд., 1993.–151 с.
  4. Природа Мордовского края: рассказы. – М. : Саранск, Фонд «Открытая Мордовия». Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н.П.Огарева, 2008.– 47 с.
  5. Прохоров, А.А. В гостях у бабушки Ведявы: для дошкол. и мл.шк. возраста / Художник А.А. Прохоров.– Саранск:Мордов. кн. изд-во, 1997.– 77 с.
  6. Самородов, К.Т. Мордовские народные сказки / собр. и обраб.
    К.Т. Самородов; (состав.:А.А. Долгачев и А.Д. Шурляев;  худож.
    Н.Е. Горчакова), 2-е изд., доп. переаб.  – М. : Саранск, Мордов. кн. изд-во, 2006.– 416 с.
  7. Саранск – столица Мордовии: рассказы о столице нашей респ. для  маленьких читателей / Мордов. гос.ун-т им. Н.П.Огарева. – М. :Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н.П.Огарева, 2007.– 48 с.
  8. Эрзяньевкст; Вишкаклассотонавтницянень – Саранск; М. :  Морд.кн. изд.,  1993.– 192 с.

        

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie