"Экономика и дети"
Программа занятий
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Дополнительная образовательная программа «Экономика и дети» (далее - Программа) |
Руководитель программы |
Воспитатель Бурлина Алена Александровна |
Организация-исполнитель |
МАДОУ «ЦРР - детский сад №4» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя |
г. Саранск ул. Попова д.64Б |
Цель программы |
Помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста. |
Направленность программы |
Познавательная |
Срок реализации программы |
1 год |
Вид программы Уровень реализации программы |
адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
В результате освоения программы воспитанники: - знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин; - знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; - понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии); - знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.); - знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия; - адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении; -в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; - любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других; материю и др.); и т.д. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
2. Новизна программы.
Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета
специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
3. Актуальность программы
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
4. Отличительные особенности программы.
Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование
экономического сознания детей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы
познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия,
которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.
Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с
финансовой азбукой проходит в игровой форме.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы: учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания).
6. Цель программы.
Помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
7. Задачи программы.
• Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• Осознавать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• Признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
8. Возраст детей.
Программа рассчитана для работы с детьми 6-7лет. Набор детей свободный, состав постоянный.
9. Срок реализации данной программы 1 год.
10. Формы и режим занятий.
Работа проводится в форме кружка. Общее количество занятий - 62 в год с периодичностью 2 раза в неделю.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники:
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок,
магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего
зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы
воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
-в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу,
пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы
для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям,
ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям
12. Форма подведения итогов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- творческие задания, тесты, анкеты;
- диагностика личностного роста.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятия |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
всего |
теория |
практика |
||||
кол-во занятий |
мин. |
|||||
Раздел : Труд-продукт- товар |
||||||
октябрь |
||||||
1-2 |
Диагностика |
2 |
60 мин |
20 мин |
40мин |
|
3-4 |
«У каждого человека должно быть интересное дело» |
2 |
60 мин |
20мин |
40мин |
|
5,6,7 |
«Почему все взрослые работают» |
3 |
90 мин |
30мин |
60мин |
|
8 |
Игровое занятие «Профессии» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
ноябрь |
||||||
9-10 |
«Когда продукт труда превращается в товар» |
2 |
60 мин |
20мин |
40мин |
|
11-12 |
«Ценность и украшение товара – его качество» |
2 |
60 мин |
20мин |
40мин |
|
13 |
«В гостях у сказки» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
14-15 |
«Менеджер – интересная профессия» |
2 |
60 мин |
20мин |
40мин |
|
16 |
Игровое занятие |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
декабрь |
||||||
17,18,19 |
«Сколько заработал – столько купил» |
3 |
90 мин |
30мин |
60мин |
|
20 |
Игровое занятие |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
Раздел: Реклама |
||||||
21-22 23-24 |
«Что такое реклама» |
4 |
120 мин |
400мин |
80мин |
|
25-26 |
«Реклама в сказках» |
2 |
60 мин |
20мин |
40мин |
|
январь |
||||||
27 |
«Кто делает рекламу?» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
28 |
«Распространители рекламы» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
29 |
«Сказочный рекламный агент» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
30 |
Работа с рекламными буклетами (детского содержания) |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
31 |
«Если бы у меня было собственное дело» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
32 |
«Играем в рекламу» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
февраль |
||||||
33 |
«Играем в рекламу» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
34 |
Игровое занятие «Прогулка по сказочному городу» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
Раздел: Полезные экономические навыки и привычки в быту |
||||||
35 |
«Про колосок и хлеба кусок» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
36 |
«Свет и вода – вам забота нужна» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
37 |
«Как можно продлить жизнь вещам» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
38 |
«Порядок время бережет. Цена минуты. Машины в нашем доме.» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
Раздел: Деньги |
||||||
39 |
«Что такое деньги? История денег» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
40 |
Музей денег |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
март |
||||||
41 |
Откуда у людей берутся деньги |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
42 |
«Путешествие в страну Денег. Потребности и возможности» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
43 |
«Номинал денег. Теория» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
44 |
«Номинал денег. Практика.» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
45 |
«Цена и ценные вещи. Бартер.» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
46 |
Буратино и его монетки. Карманные деньги. |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
47 |
Хранение денег. Теория. |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
48 |
Хранение денег. Практика. |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
апрель |
||||||
49 |
Командная игра «Как проверить и посчитать деньги» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
50 |
Заработок и Покупка товаров. Экономия. |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
51 |
Бюджет семьи. Накопления |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
52 |
Доходы и расходы. Как потратить деньги с пользой |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
53 |
Игровое занятие «Покупаем подарок бабушке - сказочнице» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
54 |
В гостях у сказки |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
55 |
Практическое занятие по теме «Бюджет» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
56 |
Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
май |
||||||
57-58 |
«Игровое занятие «Где? Что? Почем?» |
2 |
60 мин |
20мин |
40мин |
|
59,60.61 |
Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки |
3 |
90 мин |
30мин |
60мин |
|
62 |
Викторина «Путешествие в страну Экономику» |
1 |
30 мин |
10мин |
20мин |
|
ИТОГО |
62 |
31ч. |
620 мин. |
1240 мин. |
||
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема |
Наименование модулей, разделов и тем |
Содержание |
Методы обучения |
Формы работы |
Работа с родителями |
Тема №1 |
Диагностика |
Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. |
групповая |
Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам экономического воспитания дошкольников» |
|
Тема №2 Занятие 3,4 |
«У каждого человека должно быть интересное дело» |
Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности, воспитание уважения к профессиям близких им людей, формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека, знакомство с экономическими категориями: «труд», «убыток», «своевременность (сроки) работы»; формирование социально-нравственных качеств: трудолюбие – лень, умение планировать дела |
• рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия • беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек • знакомство детей с понятием «династия» • чтение стихотворения С.Михалкова «А что у вас?» • чтение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали» • обсуждение прочитанного • игра по картинкам «Назови профессию» |
групповая |
Консультация «Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности» |
Тема№3 Занятие 5,6,7 |
«Почему все взрослые работают» |
• закрепление понятия «профессия» • воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности; • воспитание уважения к профессиям близких им людей ; • расширить знания о разнообразии профессий, качестве продукции; • развивать воображение, смекалку, сообразительность; • знакомство с экономическими категориями: «труд», «качество», «умелость»; • формирование социально-нравственных качеств: сообразительность, умение осознать свою вину, способность исправить ошибку • формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительного отношения к тем, кто трудится • знакомство с экономическими категориями: «труд», «деньги» • воспитание социально-нравственных качеств: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости |
• беседа о необходимости трудиться • знакомство с понятием «брак товара» • знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, милиционер) • игра «кто больше назовет профессий» • чтение РНС «Царевна-лягушка» • беседа по сказке • чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» • беседа по сказке |
групповая |
Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием» |
Тема№4 Занятие 8 |
Игровое занятие «Профессии» |
• закрепить знания детей о различных профессиях • расширить знания детей о новых профессиях |
• детям предлагается серия игр: «Угадай, о ком я говорю!» (педагог описывает профессию, не называя ее, а дети отгадывают название); «Подбери то, что тебе нужно для работы» (команда получает набор карточек с изображение предметов, необходимых человеку определенной профессии. Задача детей - угадать профессию). |
групповая |
Рекомендации родителям «Расскажите ребенку о своей профессии» |
Тема№5 Занятие 9,10 |
«Когда продукт труда превращается в товар» |
• знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи • знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль • воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав • формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность • знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи • воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав • формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность |
• экскурсия по группе, называем находящиеся в ней вещи – товары если бы это был магазин • обсудить процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.) • вспоминаем пословицы и поговорки о труде и результатах труда • работа с наглядным пособием «как пришли к нам игрушки» • чтение сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», обсуждение прочитанного |
групповая |
Консультация «Дошкольник и финансовая грамотность» |
Тема№6 Занятие 11,12 |
«Ценность и украшение товара – его качество» |
• формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену • формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой • знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка • воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени |
• рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества) • беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях • чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (Почему же вся посуда сбежала от Федоры?) • чтение РНС «Вкусный хлеб» • чтение РНС «По копейке блестка» •обсуждение прочитанного, закрепление экономических понятий, обсуждение социально-нравственных качеств |
групповая |
Индивидуальные беседы с родителями. |
Тема№7 Занятие 13 |
«В гостях у сказки» |
• формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой • знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка • воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени |
• чтение истории «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» • после чтения - выполнение детьми игровых заданий по теме: ярмарка |
групповая |
Викторина «По дорогам финансовой грамотности» |
Тема№8 Занятие 14,15 |
«Менеджер – интересная профессия» |
• знакомство с профессией менеджера, с содержанием работы менеджера • воспитание интереса к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше, уважение к людям труда • закрепить знания о профессии «менеджер» • воспитание интереса к данной профессии, уважение к людям данной профессии |
• рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей • беседа с детьми, уточнение полученной ранее информации • сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод» • вспоминаем пословицы и поговорки о труде |
групповая |
Информирование родителей о ходе образовательного процесса. |
Тема№9 Занятие 16 |
Игровое занятие |
• уточнить использование данных продуктов • подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения • закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий |
• игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека) |
групповая |
Папка – передвижка «Советы Гнома Эконома» |
Тема№10 Занятие 17,18,19 |
«Сколько заработал – столько купил» |
•учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации • развитие творчества •активизация усидчивости, старательности, аккуратности, желания достигать качественного результата |
•художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жостово», «Дымковская игрушка» •купля-продажа своего товара с участием гостей (работники детского сада) •путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками • обсуждение покупок |
групповая |
Мастер класс «Финансы для детей» |
Тема№11 Занятие 20 |
Игровое занятие |
• познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями • научить определять разницу между «хочу» и «надо» |
• игра «Хочу и надо» - определить к какому понятию «хочу» или «надо», - относится изображенный на картонке предмет и приклеить картинку на соответствующее панно |
групповая |
Консультация «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников». |
Тема№12 Занятие 21,22,23,24 |
«Что такое реклама» |
• дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи • воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности • расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей • экономические категории: реклама, Привлекательность · закрепление понятия «реклама» |
• рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций • чтение детям рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить) • чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе • рассматривание нового вида рекламы – рекламных буклетов, красочных рекламных листков, заранее заготовленных воспитателем • рассказ детей о запомнившейся рекламе, где узнали о ней • вспоминаем, с каким видом рекламы познакомились на предыдущем занятии • чтение РНС «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально- нравственных качеств – хитрость, • чтение РНС «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально- нравственных качеств – хитрость, доверчивость • рассказ детей о видах рекламы • подбор материала к теме из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» |
групповая |
Рассматривание совместно с детьми рекламных буклетов |
Тема№13 Занятие 25,26 |
«Реклама в сказках» |
• уточнить представление о назначении рекламы • развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой • развивать способность критически оценивать рекламу • экономические категории: реклама, выгода • формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости |
• чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» • после чтения - выполнение детьми игровых заданий по теме: реклама • чтение сказок братьев Гримм «Три счастливца» и Г.-Х.Андерсен «Новое платье короля» • обсуждение прочитанного, ответы детей на вопросы воспитателя |
групповая |
Творческое задание по изготовлению атрибутов |
Тема№14 Занятие 27 |
«Кто делает рекламу?» |
• закрепление понятия «реклама» • знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство» • воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности • экономические категории: реклама, покупатели |
• рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы • чтение стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал», ответы детей на вопросы о прочитанном • рассматривание детьми рекламных листков и буклетов |
групповая |
Изготовление дидактических игр |
Тема№14 Заня тие 28 |
«Распространители рекламы» |
• воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу • осознание смысла соблюдения чистоты и порядка |
• беседа с детьми о том, как выглядит их подъезд, наклеена ли реклама на стенах и дверях подъезда. дать правильную оценку недопустимой деятельности рекламораспространителей • задание детям: принести в детский сад рекламные листки из почтового ящика. Беседа с детьми по содержанию принесенных ими рекламных листков. |
групповая |
Индивидуальные беседы с родителями. |
Тема№15 Занятие 29 |
«Сказочный рекламный агент» |
• сформировать представление о профессии рекламного агента • экономические категории: реклама, рекламный агент, расчет • формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости |
• чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах» |
групповая |
Информирование родителей о ходе образовательного процесса. |
Тема№16 Занятие 30 |
Работа с рекламными буклетами (детского содержания) |
• знакомство с понятием «Реклама товаров для детей» • формируем представление о целесообразности покупки • экономические категории: рекламодатель, реклама, выгода |
• беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов • чтение неоконченного рассказа «Пришла Маша в магазин игрушек…», придумывание конца рассказа |
групповая |
Творческое задание по изготовлению атрибутов |
Тема№17 Занятие 31 |
«Если бы у меня было собственное дело» |
• уточнение смысла предназначения рекламы • развитие творческого воображения у детей |
• беседа с детьми: Что такое «собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия) • пробуем придумать рекламу своего предприятия • задание на дом придумать рекламу вместе с родителями |
групповая |
Рекомендации для родителей по финансовому воспитанию детей в семье. |
Тема№18 Занятие 32,33 |
«Играем в рекламу» |
• продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением –реклама • закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д. • учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д • развитие воображения, творчества детей |
• чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама» • рассматривание реклам, выполненных детьми с родителями. Показ и «зачитывание» своей рекламы детьми • чтение стихотворения А.Беспаловой «Реклама» • дети придумывают рекламу, используя разные ее средства изображения (устная, в стихах, в прозе, рисуют и т.д.) |
групповая |
Индивидуальные беседы с родителями. |
Тема№19 Занятие34 |
Игровое занятие «Прогулка по сказочному городу» |
• формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе • выявить, как обогатились знания детей, выявить результат проведенной работы |
• путешествие ребят по «сказочному городу», разгадывание символики – рекламы сказочных домиков, ответы детей на вопросы педагога |
групповая |
Информирование родителей о ходе образовательного процесса. |
Тема№20 Занятие 35 |
«Про колосок и хлеба кусок» |
• воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, осознание того, что в него вложен огромный человеческий труд |
• беседа о хлебе, чтение РНС «Колосок» • диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы |
групповая |
Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми. |
Тема№21 Занятие 36 |
«Свет и вода – вам забота нужна» |
• воспитывать у детей экономное отношение к электричеству, воде • формировать нетерпимость к небрежности, расточительству |
• рассказ воспитателя «Как вода к нам в кран попадает», «Что такое электричество» • лепбук «Волшебная капелька» • беседа по домашнему заданию о том, как экономят воду и электричество дома |
групповая |
Папка – передвижка «Экономический словарь» |
Тема№22 Занятие 37 |
«Как можно продлить жизнь вещам» |
• воспитывать у детей бережливое отношение к своим вещам • стимулировать проявления творчества, поощрять желание быть занятым полезной деятельностью |
• побудить к поиску ответов на вопрос6 как поступить, если у предмета утеряна или сломана часть? • книжная больница «Учимся ремонтировать книги» • беседа о том, как можно восстановить игрушки, вещи или использовать их в измененном виде |
групповая |
Индивидуальные беседы с родителями. |
Тема№23 Занятие 38 |
«Порядок время бережет. Цена минуты. Машины в нашем доме» |
• воспитывать у детей привычку своевременно выполнять порученное дело • воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к личным вещам |
• рассказ-беседа о значении бытовой техники, напомнить правила обращения с пылесосом, утюгом и т.д. • ввести правила: «Каждой вещи – свое место» • игра «Скоро гости" |
групповая |
Буклет «Как сэкономить деньги в семье» |
Тема№24 Занятие 39 |
«Что такое деньги? История денег» |
Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде. |
•Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? •История денег. Видео. •Как выглядят деньги. •Для чего нужны деньги. •Почему монеты из металла, а банкноты из хлопка. |
групповая |
Рекомендации родителям по домашнему чтению |
Тема№25 Занятие 40 |
«Музей денег» |
• закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран • воспитывать интерес к истории других стран через культурное понятие «деньги» • стимулировать активность детей |
• обсуждение – что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится • рассматривание детьми выставки вместе с педагогом • беседа, активный диалог о деньгах, используемых в нашей стране и в других странах • игра «Назови какую-нибудь валюту» |
групповая |
Индивидуальные беседы с родителями. |
Тема№26 Занятие 41 |
Откуда у людей берутся деньги |
• формирование представления о значении труда как средстве зарабатывания денег • воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится • воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости |
• рассказ педагога о том, что все взрослые работают и получают зарплату, о необходимости иметь профессию • чтение грузинской сказки «Заработанный рубль», ответы детей на вопросы по сказке |
групповая |
Сочинение экономической сказки |
Тема№27 Занятие 42 |
«Путешествие в страну Денег. Потребности и возможности» |
Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде |
•Приветствие, игра «Груша-яблоко» •Игра «Для чего нужны деньги» •Игра «Что можно и нельзя купить за деньги» •Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. •Игр.упр. «Сказки про деньги» •Игра «Поможем Буратино» •Игра «Накормим медвежат» - Магазин». |
групповая |
Папка – передвижка «Дети и деньги» |
Тема№28 Занятие 43 |
«Номинал денег. Теория» |
Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; - закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; Учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить определять номинал. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей |
•Видео «Номинал денег» •Обучающая игра «Какие бывают деньги. Информация» •Обучающая игра «Найди пару. Деньги» |
групповая |
Творческое задание по изготовлению атрибутов |
Тема№29 Занятие 44 |
«Номинал денег. Практика» |
Познакомить детей с разными видами денег. Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история). Продолжать учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить определять номинал. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей |
•Почему бывают разные монеты и банкноты. •Как считать деньги. Как делать размен. •Обучающая игра на мультимедийном устройстве «Номинал» |
групповая |
Творческое задание по изготовлению атрибутов |
Тема№30 Занятие 45 |
«Цена и ценные вещи. Бартер» |
Раскрыть сущность понятия «цена», учить понимать, из чего она складывается; «бартер»- как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. |
•Появление Чудесного сундучка. • Пальчиковая гимнастика. •Понятие «цена» (на примере «Мухи-Цокотухи») •Просмотр «Азбука денег тетушки Совы - Цена и ценные вещи». •Беседа о потребностях. Игра «Хочу и надо» •Понятие «бартер» (на примере «Петушок и бобовое зёрнышко», «Дудочка и кувшинчик», «Лисичка со скалочкой»). •Создание книги «бартера» (иллюстрации к сказкам) |
групповая |
Индивидуальные беседы с родителями. |
Тема№31 Занятие 46 |
Буратино и его монетки. Карманные деньги. |
Дать детям возможность осознать, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все. Формировать у детей понятия о карманных деньгах. Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь |
•«Поможем Буратино: для чего нужны деньги» •Проблемная ситуация «Как сделать так, чтобы у тебя были деньги?» •Дидактическаяя игра «Все профессии важны, все профессии нужны» • «Поможем Буратино: какие бывают деньги» •.Просмотр и беседа по содержанию мультфильма «Азбука денег тетушки Совы.- Карманные деньги» |
групповая |
Папка – передвижка «Дети и карманные деньги» |
Тема№32 Занятие 47 |
Хранение денег. Теория. |
Формировать понятия о необходимости экономно и разумно относиться к финансам, воспитывать бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах хранения денег; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. |
•Просмотр обучающего видео «Хранение денег». •Почему важно хранить деньги. •Где можно хранить деньги. •В банке деньги под защитой. •Банковские проценты. • Игра на мультимедийном устройстве «Банкомат» |
групповая |
Памятка «Советы родителям по финансовому воспитанию детей" |
Тема№33 Занятие 48 |
Хранение денег. Практика. |
Продолжать формировать понятия о необходимости экономно и разумно относиться к финансам, воспитывать бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах хранения денег; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. |
•Азбука денег тетушки Совы. – Серия 10 – О банке. •. Игра в группе «Я банкир» •Игра на мультимедийном устройстве «Больше- меньше» |
групповая |
Памятка «Советы родителям по финансовому воспитанию детей" |
Тема№34 Занятие 49 |
Командная игра «Как проверить и посчитать деньги» |
Продолжать учить дошкольников разумно распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых. Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка). Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление; Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе. |
•Беседа. Объяснение понятий. •Деньги в разных странах. •Игровые ситуации: как использовать разные деньги при покупке? •. Фальшивые деньги. •Деление на команды (4 команды) •. Блиц-игра: а) расплатись за покупки; б) собери нужную сумму. •Подведение итогов. |
групповая |
Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы" |
Тема№35 Занятие 50 |
Заработок и Покупка товаров. Экономия. |
Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами |
•Какой бывает доход. •Какие бывают расходы. •Игра в группе «Что важнее». • Игра на мультимедийном устройстве «Уравновесь» |
групповая |
Папка – передвижка «Советы для родителей, стремящихся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей» |
Тема№36 Занятие 51 |
Бюджет семьи. Накопления |
Познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; Расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; Воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам |
•Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. •Конкурс «Что значит эта пословица» •Какие расходы бывают у семьи. •Игра «Классификация расходов» •Игра на мультимедийном устройстве «На что ты накопил» |
групповая |
Деловая игра «Бюджет семьи» |
Тема№37 Занятие 52 |
Доходы и расходы. Как потратить деньги с пользой |
Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах |
•Появление героини - Монеточки. •Игра «Что можно купить за деньги?» • Физминутка •Разбор темы с мультимедийной презентацией. •Деление на команды. •Игра «Желаемые и необходимые расходы». •Финансовые загадки. •Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы – Осторожно, деньги!» |
групповая |
Круглый стол для родителей «Финансовое воспитание дошкольников» |
Тема№38 Занятие 53 |
Игровое занятие «Покупаем подарок бабушке - сказочнице» |
• закрепить знание детей о товаре и стоимости • закрепить навыки счета и знаний цифр • воспитывать уважение к чужому труду |
• дети «едут» в гости к бабушке –сказочнице, предварительно идут в «магазин» и выбирают подарок, покупают его. |
групповая |
Рекомендации для родителей «Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы» |
Тема№39 Занятие 54 |
В гостях у сказки |
• формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью • воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям |
• чтение китайской сказки «Новогодний подарок» • диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы |
групповая |
Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников» |
Тема№40 Занятие 55 |
Практическое занятие по теме «Бюджет» |
• закрепляем понятие «бюджет семьи» через практическую деятельность • понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи |
• Беседа с детьми по теме «Бюджет» • рассуждения детей, ответы на вопросы |
групповая |
Рекомендовать родителям побеседовать с детьми на тему: «Наш семейный бюджет» |
Тема№41 Занятие 56 |
Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход |
• закрепить составляющие семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия • углубить представления детей о доходе, его динамике • дать представление о сущности расходов, показать их многообразие • воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги |
• уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи • игра «Семейный бюджет» |
групповая |
Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности». |
Тема№42 Занятие 57,58 |
«Игровое занятие «Где? Что? Почем?» |
• в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания: деньги, товар, покупатель, продавать, стоимость, знание о магазинах и их назначении • воспитывать у детей интерес к экономике, такие качества как экономность, рациональность |
• играют две команды, отвечают на вопросы и зарабатывают деньги, затем обе команды идут в «магазин игрушек», где на заработанные деньги дети «покупают» понравившиеся игрушки |
групповая |
Рекомендации для родителей по финансовому воспитанию детей в семье. |
Тема№43 Занятие 59,60,61 |
Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки |
• закрепление полученных знаний в различных видах деятельности • научить соотносить стоимость покупки с заработанными деньгами (желаемое и возможное) • воспитывать у детей желание качественно выполнять работу • закрепить понятия: покупка, распродажа, дорого, дешево |
• рассказ педагога о том, кто такие купцы, почему их так называют • творческая деятельность детей (рисование изделий наподобие изделий гжельских мастеров, чтобы продать их купцам) • продажа купцам своих изделий (купцы – воспитатели, сотрудники детского сада). Детям дается установка на то, что с купцами можно торговаться, если им кажется, что цена изделия занижена. Дети получают «деньги», складывают их в свой кошелек • в импровизированном магазине игрушек дети покупают понравившуюся игрушку. Задача ребенка – соотнести стоимость игрушки с заработанными деньгами (желаемое и возможное) • создание игровых ситуаций для решения задач морального плана: купить вскладчину игрушку для детей всей группы; купить подарок няне на день рождения |
групповая |
Творческое задание по изготовлению атрибутов |
Тема№44 Занятие 62 |
Викторина «Путешествие в страну Экономику» |
Подведение итогов, закрепление полученных знаний, получение обратной связи. Развивать дальнейший интерес к изучению экономических наук, занятиям финансовой грамотности. |
•Азбука денег тетушки Совы – Я вырасту богатым! •Викторина вопросов по курсу Финансовая грамотность. •Игра в группе «Аукцион» |
групповая |
Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота. Подводим итоги» |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу (игры, беседа, поход, экскурсии, конкурс, конференции):
- занятие;
- досуговая форма.
- Приемы и методы организации.
Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-викторины, интерактивные игры, загадки, ситуационные задачи, занятия - исследования и т. д., включают в себя:
- Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
- Решение проблемных ситуаций.
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие».
- Организация развивающих игр («Номинал», «Найди пару. Деньги», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
- Решение арифметических задач.
- Просмотр обучающего видеоконтента (серия мультфильмов «Азбука денег тётушки Совы», фрагмент мультфильма «Нехочуха»).
- Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
- Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму
- Игровые упражнения для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета;
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами:
- методы, повышающие познавательную активность;
- методы, повышающие эмоциональную активность;
- методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
- методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.
Методы, повышающие познавательную активность:
- элементарный и казуальный анализ;
- сравнение;
- метод вопросов;
- метод повторения;
- решение логических проблем;
- экспериментирование и опыты.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:
- игровые;
- сюрпризы и моменты новизны.
- Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.
- Дидактический материал.
Муляжи денег, касса, муляжи товаров, игра «Бизнес»
- Техническое оснащение занятий.
-ноутбук
-телевизор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1.Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
2.А.Д.Шатова «Тропинка в экономику» (программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет)
3.А.Д.Шатова «Тропинка в экономику» (рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет)
4.Белокашина С.В. «Экономика и дети». Пословицы и поговорки
5.«Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры» / авт.- сост. Л.Г. Киреева.
6.Ягунова Н.М. «Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности».
Список литературы для детей и родителей
1. Детский экономический словарь / Сост. Г.В. Евменова, Меньшикова; Науч. ред. Т.Л. Попова. М.,
2. Джугенхаймер Д. У., Гордон И. Основы рекламного дела: Пер. с анг М.,
3. Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.,.
4. Сендж Ч., Фрайбургер В., Рот-цол К. Реклама: теория и практик; Пер. с англ. М.,
5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики. М
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 6-7 лет
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
- Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
- Финансы нужно планировать.
Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
- Не все покупается.
- Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
- Финансы – это интересно и увлекательно!
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры:
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка- сестричка и др.
Суть игры:
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра «Услуги и товары»
Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.
Суть игры:
Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги.
Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.
Практика «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Суть практики:
Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.
Практика «Совместные покупки»
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.
Суть практики:
Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку
возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите
ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые
вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на
упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-
за величины упаковки, например, или она разная у каждого из
производителей. На первом этапе предлагайте ему найти конкретный
товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после
чего сложить в пакет. На следующем этапе можно дать более сложное
поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.
Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные
несложные покупки.
Практика «Самостоятельная покупка»
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных
покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы
финансовой безопасности.
Суть практики:
Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине,
уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и
получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в
магазин.
Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть
несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье.
Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в
какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.
Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна
быть сдача. Похвалите ребенка за покупку!
Практика «Таблица расходов»
Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового
планирования.
Суть практики:
Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и
потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы.
Эти действия должны войти в привычку.
Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять
этому занятию 10 минут.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросы для анкетирования родителей:
1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?
А) да
Б) нет
В) не знаю
2. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?
А) да
Б) нет
В) не знаю
3. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?
А) да
Б) нет
В) иногда
4. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?
А) да
Б) нет
В) иногда
5. Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?
А) да
Б) нет
В) иногда
6. Ведете ли Вы беседу на темы деньги?
А) да
Б) нет
В) иногда
7. Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?
А) да
Б) нет
В) иногда
8. У Вашего ребенка есть копилка?
А) да
Б) нет
9. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Для оценки результатов анкетирования определены следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на вопросы:
высокий уровень – да;
средний уровень – иногда, не знаю;
низкий уровень – нет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников
1. Рассказывайте детям о своей работе.
Дети не осознают связь между трудом и деньгами, пока не знают, кем работают их родители, каким трудом зарабатывают деньги. Расскажите ребенку о своей работе, обязанностях, которые вам необходимо выполнять. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна обеспечивать достойный уровень жизни.
2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.
Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так ненавязчиво объясните ребенку, куда тратятся деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «Можем ли мы себе это позволить?», «Не очень ли это дорого?».
З. Не приучайте детей к излишествам.
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
4. Формируйте у детей разумные потребности.
Как научить ребенка разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «Я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Не пугайтесь, что ребенок иногда расстроится из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они перестают ценить и беречь ваши подарки.
5. Учите детей бережливости.
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
6. Помогите детям осознать стоимость вещей.
С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.
7. Привлекайте детей к работе по дому.
Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.
8. Дети должны знать цену деньгам.
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и уважали труд других людей, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые родители зарабатывают своим трудом.
Приобщая дошкольника к экономике, мы помогаем ему стать самостоятельным, успешным, учим ценить свой труд и труд других людей, отличать истинные ценности от мнимых!
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника