"В гостях у сказки"





Программа занятий
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование дополнительной образовательной услуги |
Программа кружка дополнительного образования «В гостях у сказки», МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 4» |
Основание для разработки программы |
|
Заказчик программы |
Родительская общественность, педагогический коллектив МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 4» |
Организация-исполнитель программы |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4» |
Целевая группа |
Воспитанники старшего дошкольного возраста |
Руководители программы |
Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 4» Медянкина Ирина Михайловна – первая квалификационная категория |
Цель программы |
Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность, развивать коммуникативно-творческие способности детей посредством театрализованной деятельности, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. |
Задачи программы |
Воспитание гуманных чувств детей: формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Воспитание коллективизма: Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей; развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников; Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству: Последовательно знакомить детей с различными видами театра; Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях. Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал; Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятия - развивать активную речь детей; |
Ожидаемые результаты |
Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации). Развитие психологических процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии. Развитие личности каждого ребенка его творческого потенциала, способностей, интересов. |
Сроки реализации программы |
1год |
Пояснительная записка
Направленность программы :
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Новизна программы :
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Научить детей самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Актуальность программы
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Цель программы: Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность. формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи программы для детей старшего дошкольного возраста
6-7 лет
. Воспитание гуманных чувств детей:
- формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма:
- Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
- закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
- развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
- поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
3.Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству:
- Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
- Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
- Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
- Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;
- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
- Основные направления программы:
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческая деятельность. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Возраст детей
Программа рассчитана для работы с детьми 6-7 лет. Набор детей свободный, состав постоянный. Базовые знания у детей имеются.
Ожидаемые результаты :
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОО дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии). Развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для детей 6-7 лет
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
практика |
|||
кол-во занятий |
мин. |
||||
1 |
Мониторинг |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
2 |
Знакомство с театром |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
3 |
Кто работает в театре. «Закулисье» |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
4 |
Как вести себя в театре. Играем в театр (Сюжетно- ролевая игра) |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
5 |
Знакомство с варежковым театром |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
6 |
Мимика |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
7 |
Сила голоса |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
8 |
Знакомство с пальчиковым театром |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
9 |
Знакомство с плоскостным шагающим театром |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
10 |
Пантомима |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
11 |
Сила голоса и речевое дыхание |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
12 |
Знакомство с конусным театром |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
13 |
Мимика и жесты |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
14 |
Знакомство с теневым театром |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
15 |
Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
16 |
Знакомство с куклами би-ба-бо |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
17 |
Слух и чувство ритма |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
18 |
Театральные игры |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
19 |
Знакомство с куклами-говорунчиками. |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
20 |
Знакомство со штоковым театром |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
21 |
Сценическая пластика |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
22 |
Расслабление мышц |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
23 |
Знакомство с театром из дерева, магнитным театром. |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
24 |
Театр- кукол оригами. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
25 |
Чувства, Эмоции |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
26 |
Знакомство с масочным театром |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
27 |
Театр на фланели |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
28 |
Инсценировка шуток-малюток |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
29 |
Культура и техника речи |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
30 |
Подготовка к инсценировке сказка «Красная шапочка на новый лад» |
4 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
З1 |
Показ театрализованного представления |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
32 |
Экскурсия в кукольный театр |
1 |
25 мин |
10 мин |
15 мин |
33 |
Мониторинг |
1 |
25 мин |
Итого: 36 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Неделя |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Задачи занятия |
||||
СЕНТЯБРЬ |
|||||||
1 |
Мониторинг |
||||||
2 |
1)Знакомство с театром 2)Просмотр спектакля в детском саду «Первое сентября» |
- Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. Беседа, просмотр картинок и видео- роликов. |
Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса |
||||
3 |
Кто работает в театре. «Закулисье». |
Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика. |
Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. |
||||
4 |
Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» |
Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. |
Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. |
||||
ОКТЯБРЬ |
|||||||
1 |
Знакомство с варежковым театром |
Самостоятельная игровая деятельность |
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности |
||||
2 |
Мимика |
Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки |
Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; |
||||
3 |
Сила голоса |
Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» |
Развиваем силу голоса; работа над активизацией мышц губ. |
||||
4 |
1)Знакомство с пальчиковым театром 2)Просмотр спектакля в детском саду «Доктор Айболит» в исполнении творческого объединения «Артист» |
«Праздник со Смешариками» (игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку». |
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей. |
||||
НОЯБРЬ |
|||||||
1 |
Знакомство с плоскостным шагающим театром |
Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка». |
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. |
||||
2 |
Пантомима |
Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек» |
Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость |
||||
3 |
Сила голоса и речевое дыхание |
Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. |
Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ |
||||
4 |
Знакомство с конусным настольным театром |
Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
||||
5 |
Мимика и жесты |
Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу» |
Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. |
||||
ДЕКАБРЬ |
|||||||
1 |
Знакомство с теневым театром |
Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди». |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. |
||||
2 |
Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») |
Совместная деятельность детей и родителей. |
Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса; |
||||
3 |
Знакомство с куклами би-ба-бо. |
Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Инсценировка сказки «Волк и лиса» |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
||||
4 |
Слух и чувство ритма. |
Артикуляционная гимнастика; игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игра «Чудесные превращения» |
Развитие слуха и чувства ритма у детей |
||||
ЯНВАРЬ |
|||||||
2 |
Театральные игры |
Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» |
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. |
||||
3 |
Знакомство с куклами-говорунчиками |
Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?» |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД |
||||
4 |
Знакомство со штоковым театром |
Сочиняем сказку сами. |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. |
||||
5 |
Сценическая пластика |
Артикуляционная гимнастика; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок» |
Развиваем умение передавать через движения тела характер животных |
||||
ФЕВРАЛЬ |
|||||||
1 |
Расслабление мышц |
Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры |
Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. |
||||
2 |
Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр. |
Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
||||
3 |
Театр кукол-оригами. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том как это делалось) |
Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». Совместная деятельность детей и родителей |
Ощутить себя «творцами» кукол Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. |
||||
4 |
Чувства, эмоции |
Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало» |
Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими |
||||
МАРТ |
|||||||
1 |
Знакомство с театром масок |
Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Курочка Ряба» |
Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности |
||||
2 |
Демонстрация театра на фланели. |
Сочиняем сказку сами. |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. |
||||
3 |
Инсценировка шуток-малюток |
Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры |
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением |
||||
4 |
Культура и техника речи |
Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» |
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас |
||||
АПРЕЛЬ |
|||||||
1- 4 |
Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» |
Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. |
Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей |
||||
МАЙ |
|||||||
3 |
Театрализованное представление |
Показ спектакля родителям. |
Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. |
||||
4 |
Экскурсия в кукольный театр |
Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. |
Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы. |
||||
5 |
Мониторинг |
||||||
Список литературы:
- Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
- И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
- О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
- А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
- Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
- И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
- Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
- А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
- Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»М.: АРКТИ, 2002.
- : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М.: 2009г.
- Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
- А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
- Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
- Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Планируемые результаты к концу года:
Старшая группа:
-дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
-показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
-произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
-выразительно читают стихотворный текст;
-передают образ героя характерными движениями;
-действуют на сцене в коллективе;
-держатся уверенно перед аудиторией.
Форма отчетности:
Спектакль в конце года. Мониторинг.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- плоскостной шагающий театр
-конусный
-теневой
-би-ба-бо (перчаточный)
-фланелёграф
-магнитный
- штоковый
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы
Работа с родителями
-
- Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник» . Анкетирование, памятки, папка- передвижка.
-
- Март:
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.
- Декабрь, Февраль:
Помощь детям при участии в конкурсах.
- Апрель- Май:
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
Помощь в организации похода в кукольный театр.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
- «Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
«Поиграем. — угадаем.» (АБосева)
Цель:развивать пантомимические навыки.
Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Игра: «Веселый Старичок-Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух
! Бу-бу-буда бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
го-го-го да буль-буль-буль.'
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
го-го-го да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям: — Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
Как ходит Старичок-Лесовичок? Как ходит принцесса?
Как катится колобок? Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него?
- « (Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!
Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако , он верблюд и ли ...? (Собака.)
(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукаетТ Как... (Кошка.)
(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)
Верно, мрно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)
Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке ядовитые... (Поганки.)
(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)
Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Расскажи стихи руками
Цель: побуждать детей к импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)
Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника