"Логоритмика"

 .

Программа занятий

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Образовательная программа «Говорушки»

Руководитель программы

Моисеева Ирина Александровна

Панкратова Светлана Вячеславовна

Организация-исполнитель

Адрес организации исполнителя

Цель программы

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4»

г. Саранск ул. Попова д. 64 «Б»

Способствовать развитию чувства ритма;

Формировать представление о музыкальном, речевом, двигательном ритме;

Овладение общей и мелкой моторикой.

Направленность программы

Развивающая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированная

Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые и конечные результаты программы

В конце цикла занятий у детей вырабатывается четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

Улучшается показатель слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. Выполнение данного комплекса упражнений в течении 7 месяцев способствует укреплению мышц языка, растяжению подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы. Тематическая направленность и организационная вариативность программы способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Программа дополнительного образования определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

При составлении программы опирались на учебное пособие «Логоритмика для малышей»( автор М. Ю. Картушина), которое содержит в себе занятия, составленные с опорой на лексические темы. Где многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе.

В программу мы включили методику Е. Железновой «Веселая логоритмика», «Музыка с мамой». Аудиопособие направлено на развитие общей моторики и фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Оно состоит из 2-х разделов. Второй раздел аудио пособия - это логопедические стишки и песенки для детей 3-6 лет. Игровые задания, красивая и весёлая музыка позволяют проводить развивающие и лечебно-профилактические занятия с малышами в весёлой, занимательной форме.

Авторский методический материал, актуальный как для специалистов-дошкольников, так и для родителей. Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия с малышами-дошкольниками в весёлую обучающую игру.

2. Новизна программы. Система подачи программных задач, методов, средств, по знакомству детей с логоритмикой обработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия включены элементы, имеющие

оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые, музыкально-речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. Каждое занятие по логоритмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувств режима или внимания.

3. Актуальность программы. С каждым годом растёт количество детей дошкольного возраста с различными двигательными и речевыми нарушениями. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции этих недостатков. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической и двигательной коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в физическом развитии, в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому с детьми-дошкольниками необходимо проводить занятия логоритмикой.

4. Отличительные особенности. Логоритмика полезна всем детям. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла

предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Логоритмические занятия программы включают в себя не только работу над закреплением звуков в определенной последовательности, но и здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста, двигательной активности.

5. Педагогическая целесообразность.

Принципы обучения.

Систематичность – занятия логоритмикой должны проводиться регулярно, в определённой системе, так как регулярные занятия дают большую эффективность.

Доступность – предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей; постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Активность – опирается на активное отношение ребёнка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребёнка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, игровыми упражнениями.

Наглядность – осуществляется путём показа движения педагогом – непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения.

Последовательность и постепенность – определяет постановку перед занимающимся все более трудных  новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. Переход к более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.  

6. Цель программы:

Способствовать развитию чувства ритма;

Формировать представление о музыкальном, речевом, двигательном ритме;

Овладение общей и мелкой моторикой.

7. Задачи программы:

Обучающие:

- использовать современных  технологии  для развития речи, музыкальных и творческих способностей детей, сохранить и укрепить здоровье дошкольников.

- учить детей двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве, правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж.

Воспитательные:

- воспитать у ребёнка  положительное отношение к познавательной, музыкально – ритмической деятельности.

- воспитать у детей интерес к окружающему миру: людям, природе, животным.

Развивающие:

- создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;

- развивать музыкальные и творческие способности детей;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.

8. Возраст детей. Возраст детей – 3-4 года;

9. Срок реализации. Срок реализации программы– 1 год.

10. Формы и режим занятий. Занятия по логоритмике рекомендуется проводить в первой половине дня, так как занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий 15 минут. Тема занятия берется на 1-2 занятия в зависимости от сложности материала и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Режим организации занятий:

Общее количество часов в год – 60;

Количество часов и занятий в неделю – 2.

Структура и проведения занятий.

Занятия состоит из 3 частей:

- подготовительная часть (предусматривает приветствие, артикуляцию и дыхательную гимнастику, игровые упражнение для концентрации внимания);

- основная часть (включает разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений в зависимости от целей занятия);

- заключительная часть (упражнения на восстановление дыхания, релаксацию, подведение итогов).

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки. В конце цикла занятий у детей должно выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. Выполнение данного комплекса упражнений в течении 7 месяцев способствует укреплению мышц языка, растяжению подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения. В конце года с детьми проводится открытое занятие.

Для проверки умений и навыков детей проводится педагогический мониторинг в начале и в конце учебного года.

12. Форма подведения итогов:

- показ открытых занятий и развлечений для педагогов ДОО;

- показ открытых занятий и развлечений для родителей, дети которых посещают занятия по логоритмике;

- оформление стендов в группах по результатам мониторинга;

- оформление фотовыставок в течение года.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Модуль

Количество занятий

Содержание

Методы обучения

Формы работы

Работы с родителями

Тема №1

«Знакомство»

2

Знакомство с логоритмикой, правилами поведения на занятиях; передача темпа музыки хлопками, движениями; ходьба под музыку с изменением темпа; согласованность движения с музыкой

Вводная ходьба; пение песни; пальчиковые игры

Групповое занятие

Консультация «Логоритмика – это движение, движение – это здорово»

Тема №2

«Дождик»

2

Передача темпа музыки движениями, музыкальным сопровождением; ходьба под музыку с изменением темпа движения (медленный, быстрый, умеренный); переход от темпа к темпу.

Вводная ходьба; речевая игра; дыхательная гимнастика

Групповое занятие

Памятка для родителей «Логоритмические игры»

Тема №3

«Тучки по небу гуляют»

2

Движение в соответствие с характером музыки, динамикой; свободное качание руками в темпе музыки с предметами; переход от темпа к темпу; выделение ритмического характера хлопками

Вводная хотьба; пение песни; ритмическая игра; хороводная игра

Групповое занятие

Папка-передвижка «Логоритмика – это здорово!»

Тема №4

«До свидания, птицы»

2

Движения в соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами; выделение ритмического характера хлопками

Вводная ходьба, пальчиковая игра; подвижная игра

Групповое занятие

Памятка «Пальчиковые игры для детей»

Тема №5

«Весёлый огород»

2

Движения в соответствии с характером музыки, динамикой; точное начало движения вместе с музыкой и его окончание вместе с окончанием

Вводная ходьба; ритмическая игра, пальчиковая игра

Групповое занятие

Консультация «Логоритмика – праздник красивой речи»

Тема №6

«Осенние подарки»

2

Точное начало движения вместе с музыкой и его окончание вместе с окончанием музыки; восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну; передача движениями усиления и ослабления звучания

Вводная ходьба, речевая игра, подвижная игра

Групповое занятие

Папка-передвижка «В мире логоритмики»

Тема №7

«Городок игрушек»

2

Исполнение по слуху несложного ритмического рисунка; выполнение хлопков; движения руками во время ходьбы

Вводная ходьба; пение песни, хороводная игра

Групповое занятие

Памятка «Логоритмика для дошкольников в играх»

Тема №8

«Холодно»

2

Воспроизведение движениями и хлопками; чередование долгих и коротких звуков

Вводная ходьба; подвижная игра; речевая игра

Групповое занятие

Семинар «Логоритмика – эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников»

Тема №9

«Зима в лесу»

2

Уточнение артикуляции звука А; развитие певческих навыков; развитие мелодико-интонационного компонента речи

Вводная ходьба; пение песни, чистоговорка; речевая игра

Групповое занятие

Консультация «Логоритмика вместе с мамой»

Тема №10

«Рукавичка»

2

Уточнить артикуляцию звука У; учить правильно пропевать; развитие координации движений

Вводная ходьба; пение песни; чистоговорка; подвижная игра

Групповое занятие

Памятка «Стихи с движениями для детей»

Тема №11

«Украшаем ёлочку»

2

Формирование правильного дыхания; формирование умения допевать фразу до конца; совершенствовать технику ходьбы

Вводная ходьба; дыхательная гимнастика; ритмическая игра

Групповое занятие

Папка-передвижка«Логоритмика дома»

Тема №12

«Дед Мороз спешит на Ёлку»

2

Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание; развитие силы голоса; развитие певческих навыков

Вводная ходьба; пение песни; речевая игра; дыхательная гимнастика

Групповое занятие

Консультация «Логоритмика дома и в детском саду»

Тема №13

«Новогодний праздник в лесу»

2

Развитие силы и модуляции голоса, слухового внимания; развитие мелкой и общей моторики; развитие умения выполнять движения в соответствии с характером музыки

Вводная ходьба; пение песни; пальчиковая игра; подвижная игра

Групповое занятие

Памятка «Игры для здоровья»

Тема №14

«Снеговик»

2

Закрепить артикуляцию звука Х; развитие силы голоса; тренировать умение выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки

Вводная ходьба; чистоговорка; пение песни; ритмическая игра

Групповое занятие

Фотовыставка «На логоритмике играем, скуки не знаем»

Тема №15

«Ах как весело зимой»

2

Развитие мелкой и общей моторики; формирование правильного речевого дыхания

Вводная ходьба; дыхательная гимнастика; пальчиковая игра; подвижная игра

Групповое занятие

Папка-передвижка «Играем дома»

Тема №16

«Зайчик в гостях у ребят»

2

Укрепление дыхательной мускулатуры; тренировать умение согласовывать движения с проговариванием текста; развитие мелкой моторики

Вводная ходьба; дыхательная гимнастика; ритмическая игра; пальчиковая игра

Групповое занятие

Консультация «Утренняя гимнастика с элементами логоритмики»

Тема №17

«Ну и Африка, вот так Африка»

2

Уточнение артикуляции звука С; развитие навыков импровизации под текст; тренировать правильное речевое дыхание

Вводная ходьба; чистоговорка; дыхательная гимнастика; подвижная игра

Групповое занятие

Памятка «Игры и упражнения в период ограничения речи»

Тема №18

«Котята и щенок»

2

Закрепить умение согласовывать движения со словами; учить правильно произносить звук Ш; развивать эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку

Вводная ходьба; чистоговорка, слушание песни

Групповое занятие

Папка-передвижка «Путешествие в страну логоритмики»

Тема №19

«У бабушки в гостях»

2

Формировать правильное речевое дыхание; развитие силы голоса; закреплять умение согласовывать движения со словами

Вводная ходьба; дыхательная гимнастика; ритмическая игра

Групповое занятие

Развлечение «Весёлый поезд»

Тема №20

«В лесу»

2

Автоматизация движения в любом ритме, в парах, с предметами и без них

Вводная ходьба; ритмическая игра; хороводная игра

Групповое занятие

Консультация «Логоритмика – весёлое общение родителей и детей»

Тема №21

«Встречаем весну»

2

Развитие певческих навыков; развитие силы голоса; закреплять умение согласовывать движения со словами

Вводная ходьба; пение песни; подвижная игра

Групповое занятие

Памятка «Артикуляционная гимнастика»

Тема №22

«Весна-красна»

2

Формировать навык выразительных и ритмичных танцевальных движений; закрепить правильную артикуляцию звука П; развитие мелкой моторики

Вводная ходьба; чистоговорка; пальчиковая игра; хороводная игра

Групповое занятие

Папка-передвижка «Учимся правильно дышать»

Тема №23

«Дикие животные»

2

Развитие темпо-ритмического восприятия; формирование правильного речевого дыхания; развитие общей моторики

Вводная ходьба; дыхательная гимнастика; подвижная игра

Групповое занятие

Консультация «Оздоровительные возможности логоритмики»

Тема №24

«Части суток»

2

Закрепить правильное произношение звука З; укрепление дыхательной мускулатуры; развитие координации движений

Вводная ходьба; чистоговорка; дыхательная гимнастика; хороводная игра

Групповое занятие

Журнал «Мой говорун»

Тема №25

«Птицы»

2

Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку; развитие чувства ритма; развитие мелкой моторики

Вводная ходьба; подвижные игры; пальчиковая игра; ритмическая игра

Групповое занятие

Семинар «Зачем нужна логоритмика?»

Тема №26

«Транспорт»

2

Уточнить артикуляцию звука Р; формирование правильного речевого дыхания; развитие координации движений

Вводная ходьба; чистоговорка; дыхательная гимнастика; подвижная игра

Групповое занятие

Памятка «Игры на кухне»

Тема №27

«Музыкальные инструменты»

2

Развитие темпо-ритмического восприятия; развитие мелкой и общей моторики

Вводная ходьба; пальчиковая игра; подвижная игра; ритмическая игра

Групповое занятие

Консультация «Логоритмика как основа сочетания музыки и движений»

Тема №28

«Вместе весело шагать»

2

Развитие коммуникативных навыков; развитие певческих навыков; развитие ритмического слуха

Вводная ходьба; ритмическая игра; пение песни; хороводная игра

Групповое занятие

Памятка «Логоритмические игры для детей»

Тема №29

«Путешествия в сказку»

2

Развитие динамичной координации и точности движений; развитие мелкой моторики; развитие ритмического слуха

Вводная ходьба; пальчиковая игра; ритмическая игра; подвижная игра

Групповое занятие

Папка-передвижка «Речевые упражнения»

Тема №30

«Прощание»

2

Развивать силу и модуляцию голоса; развитие темпо-ритмического восприятия; закреплять умение согласовывать движения с текстом

Вводная ходьба; ритмическая игра; подвижная игра

Групповое занятие

Открытое занятие «Путешествие на остров сокровищ»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Знакомство

2

15 мин

5 мин

10 мин

2

Дождик

2

15 мин

5 мин

10 мин

3

Тучки по небу гуляют

2

15 мин

5 мин

10 мин

4

До свидания, птицы

2

15 мин

5 мин

10 мин

5

Весёлый огород

2

15 мин

5 мин

10 мин

6

Осенние подарки

2

15 мин

5 мин

10 мин

7

Городок игрушек

2

15 мин

5 мин

10 мин

8

Холодно

2

15 мин

5 мин

10 мин

9

Зима в лесу

2

15 мин

5 мин

10 мин

10

Рукавичка

2

15 мин

5 мин

10 мин

11

Украшаем ёлочку

2

15 мин

5 мин

10 мин

12

Дед Мороз спешит на ёлку

2

15 мин

5 мин

10 мин

13

Новогодний праздник в лесу

2

15 мин

5 мин

10 мин

14

Снеговик

2

15 мин

5 мин

10 мин

15

Ах, как весело зимой

2

15 мин

5 мин

10 мин

16

Зайчик в гостях у ребят

2

15 мин

5 мин

10 мин

17

Ну и Африка, вот так Африка

2

15 мин

5 мин

10 мин

18

Котята и щенок

2

15 мин

5 мин

10 мин

19

У бабушки в гостях

2

15 мин

5 мин

10 мин

20

В лесу

2

15 мин

 5 мин

10 мин

21

Встречаем весну

2

15 мин

5 мин

10 мин

22

Весна

2

15 мин

5 мин

10 мин

23

Дикие животные

2

15 мин

5 мин

10 мин

24

Части суток

2

15 мин

5 мин

10 мин

25

Птицы

2

15 мин

 5 мин

10 мин

26

Транспорт

2

15 мин

5 мин

10 мин

27

Музыкальные инструменты

2

15 мин

5 мин

10 мин

28

Вместе весело шагать

2

15 мин

 5 мин

10 мин

29

Путешествие в сказку

2

15 мин

 5 мин

10 мин

30

Прощание

2

15 мин

5 мин

10 мин

Итого

60часов

450 мин

150 мин

300 мин

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе выполнения игровых упражнений.
  2. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижных игр.
  3. «Художественно-эстетическое развитие». Слушание и исполнение музыкальных произведений.
  4. «Изобразительная деятельность». Выполнение работ по рисованию.
  5. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Формы занятий планируемых по каждой теме.

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждой НОД. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.

2. Техническое оснащение занятий:

Использование наглядного материала: иллюстрации и репродукции; дидактический материал; игровые атрибуты; музыкальные инструменты; аудиоматериалы; мягкие игрушки.

3. Подведение итогов:

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармошка»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

Максимальное количество – 21 балл.

Список литературы:

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2013;

2. Дурова Н.В. Фонематика. – М.: «Мозаика Синтез», 2012;

3. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2009;

4. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2014;

6. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;

7. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

8. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009;

9. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;

10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010;

11.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012;

12. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005

13. Лукина Н. А. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста 3 -4 года. – Санкт-Петербург: «Паритет», 2008;

14. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – М.: «Корона-Принт», 2012;

15. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 – 5 лет. – М.: «Каро», 2010;

16. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2013;

17. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9, с. 115-119;

18. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2010;

19. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002.

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                                         Приложение 1

Артикуляционные упражнения.

 «Сдуваем вату с ладошки».

Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его в широком виде на нижнюю губу. Сделать вдох, как бы произнося долгий звук «ф-ф-ф», и сдуть «вату» с ладошки.

«Свистушки».

Улыбнуться, язык спрятать за нижние зубы и посвистеть. Правильное произношение звуков «ш», «ж»

«Усыпляем язык».

Широкий, расслабленный язык «спит» на нижней губе. Можно похлопать широкий язык губами.

 «Вкусное варенье».

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

«Чашечка».

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

«Птенец зовет маму»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

 «Маляр».

Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка (узким) пробуем «покрасить» нёбо.

«Раздуваем щеки».

Закусить узкий язык между зубами. Пускать воздушную струю по щекам так, чтобы они раздувались и воздушная струя свободно ходила по бокам языка.

«Пароход гудит».

Рот открыт, губы в улыбке. Зубами закусываем кончик языка и произносим звук «ы-ы-ы». Получается звук, приближенный к звуку «л».

«Лошадка».

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

«Грибочек».

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

 «Барабан».

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка ударять за верхними зубами и произносить взрывной звук «д-д-д-д-д-д-д». Если поднести руку ко рту, можно ощутить толчки воздуха, – язык должен стать напряженным, твердым. Необходимо проводить упражнение с открытым ртом, кончик языка не должен задевать нижние зубы, то есть ребенок не должен «жевать» свой язык.

                                                                                                           

  Приложение 2

Комплекс дыхательной гимнастики.

«Пузырики».

Сделать глубокий вдох через нос, надуть щечки «пузырики» и медленно выдохнуть через чуть приоткрытый рот.

«Наносик».

Руки на поясе, слегка присесть – вдох, выпрямиться – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

«Говоруша».

         Педагог задает вопросы, ребенок отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту –ту.

Как машинка гудит? Би – би – би – би.

Как дышит тесто? Пых – пых – пых – пых.

         «Самолёт».

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Самолётик – самолет (ребенок разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох).

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу –жу – жу (делает поворот вправо)

Жу – жу – жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Я налево полечу (поднимет голову, вдох)

Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).

         «Курочки».        

        Наклониться, свободно свесив руки «крылья», опустить голову. Произносим «Так-так-так» и одновременно похлопывать по коленкам. Выдох. Выпрямиться, поднять руки вверх – вдох.

«Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу, лечу куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

«Пчелка».

Сесть прямо скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчелка сказала Жу – жу – жу (делаем вдох, на выдохе произносим ж-ж-ж)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (развести руки в стороны, сделать круг по комнате, возвратиться на место).

         «Часики».

         Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад произносить «тик-так».

         «Вырасти».

         Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая произносить «у-х-х».

                                                                                                  Приложение 3

Упражнения на развитие внимания и памяти.

         «Два круга».

Дети образую круг, берутся за руки.  Те, кто находятся во внешнем большом кругу стоят. А те, кто во внутреннем, идут по кругу со словами:
 «Мы по кругу идем
И с собою мы берем …
Сладкое»

Дети из внешнего круга должны назвать что-то сладкое. Например, сахар, конфета, изюм и т.д. Тот, кто первым назвал – становится в маленький круг. Игра продолжается дальше. Дети идут по кругу и «берут с собой кислое, соленое, твердое, стеклянное». Тот, кто последним остался в большом круге, проиграл и выполняет загаданное желание.

«Собираем ягоды».

Эта игра развивает у детей не только память и внимание, но и закрепляет знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Дети становятся в круг. Ведущий говорит о том, что они отправляются в лес. И предупреждает их, что собирать нужно только съедобные грибы и ягоды. Когда ведущий называет что-то съедобное, дети должны говорить: «Берем». А когда несъедобное – молчать.

«Правда или нет».

              
Ребенку рассказывается неправдоподобная история. По окончанию рассказа ведущий спрашивает: «Правда это или нет?» Если нет, ребенок должен аргументировать, чего не бывает и что здесь не так. Убедитесь, что ребенок понимает смысл вашего рассказа.

«Чего на свете не бывает».

Дети танцуют под веселую музыку. По сигналу музыка замолкает. Дети должны остановиться. Ведущий надевает на одного из детей шапку фантазера (это может быть любая панамка или бумажная пилотка) и спрашивает этого ребенка: «Чего на свете не бывает?» Малыш должен быстро ответить. Варианты здесь разные – летающей кошки, красной собаки. Если ребенок отвечает правильно, ему дается медаль. По окончанию игры подсчитывается количество медалей. Игрок с большим их числом – победитель. Эта игра развивает быстроту реакции ребенка.
 

«Самый внимательный».

Ведущий называет предметы одного вида. Если он ошибается, дети хлопают в ладоши. Например, он говорит: «Я беру одежду – майку, шорты, кровать (дети хлопают), куртку».
Подобные игры для девочек и мальчиков развивают умение классифицировать предметы.

                                                                                                 Приложение 4

Чистоговорки.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Чистоговорки с быстрым проговоариванием.

У Сени и Сани сом с усами.

Сеня в сени сено вез.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

От топота копыт пыль по полю летит.

Восьмой кол вбили в частокол.

Топали да топали, дотопали до тополя.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

В один, Клим, клин колоти.

Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

                                                                                                  Приложение 5

Речевые игры.

«Кто как разговаривает?».

Вариант 1. Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Вариант 1. Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. «Кто живёт в дупле?», «Кто живёт в скворечнике?» «Кто живёт в гнезде?» «Кто живёт в будке?» «Кто живёт в улье?» «Кто живёт в норе?» Кто живёт в логове?» «Кто живёт в берлоге?»

Вариант 2. «Где живёт медведь?» «Где живёт волк?» и т. д.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко».

Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто как передвигается?».

Педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный».

Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. Педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог:-Дети: Солнце – что делает?-Светит, греет. Ручьи – что делают?-Бегут, журчат. Снег – что делает?-Темнеет, тает. Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает?-Звенит, капает. Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Рукавички из меха-меховые; таз из меди-медный; ваза из хрусталя-хрустальная; рукавички из шерсти-шерстяные.

 «Кто кем был?»

Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом; хлеб – мукой; лошадь – жеребёнком; шкаф – доской; корова – телёнком; велосипед – железом; дуб – жёлудем; рубашка – тканью; рыба – икринкой; ботинки – кожей; яблоня – семечкой; дом – кирпичём; лягушка – головастиком; бабочка – гусеницей; взрослый – ребёнком.

«Лови да бросай – цвета называй».

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг. Оранжевый -апельсин, морковь, заря. Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой -небо, лёд, незабудки. Синий- колокольчик, море, небо. Фиолетовый -слива, сирень.

«Один – много».

Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы; стул – стулья; гора – горы; лист – листья; дом – дома; носок – носки; глаз – глаза; кусок – куски; день – дни; прыжок – прыжки; сон – сны; гусёнок – гусята; лоб – лбы; тигрёнок – тигрята.

«Животные и их детёныши».

Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

«Что бывает круглым?»

Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. «Что бывает круглым?» (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

«Что бывает длинным?» (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

 «Что бывает высоким?» (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

«Что бывает колючим?» (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 «Хорошо – плохо».

Педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: «Дождь». Дети: «Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным». Педагог: «Город». Дети: «Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно».

«Назови ласково».

 Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Стол-столик; ключ-ключик; шапка-шапочка; белка-белочка; книга-книжечка; ложка-ложечка; голова-головка; картина-картинка; мыло-мыльце; зеркало-зеркальце; кукла-куколка; свёкла-свёколка; коса-косичка; вода-водичка; жук-жучок; дуб-дубок; вишня-вишенка; башня-башенка.

                                                                                                  Приложение 6

Ритмические игры.

« Дождик».

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка.

А потом, потом, потом и прыжков.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,

 

«Листья».

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

«Осенью».

Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают

вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на

Долго дождик будет плакать, поясе.

Разведет повсюду сляко ть. Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.

«За грибами».

Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображае-

Рыжики срывали. мые грибы.

Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые

Лисички собирала. грибы.

Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые

Искали опятки. грибы.

Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой

Мухомор раздавил. ногой.
 

         «Садовник».

Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажа 
ют в нее куст.

Яблони белили мы Движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.

Починили мы забор, Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит

— Ты скажи, один ребенок. Ведут диалог.
Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых, по одному пальцу на обеих руках, начиная
Груш медовых, с больших.

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

         «Овощи».

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать. ищет.

        

         «Ёжик и барабан».

С барабаном ходит ежик, Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум! игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он, Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум! месте.

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули, Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

        

«Капуста».

Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по

Раздается в доме стук. столу.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, Хватательные движения обеими руками.

Посолили Указательный и средний пальцы трутся

о большой.

И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.

         «За малиной».

За малиной в лес пойдем, Дети водят хоровод, взявшись за руки.

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем. Идут по кругу, наклоняясь, как бы соби 
рая ягоды.
Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками

вверх.

А в лесу тропинка. Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя, Идут по кругу, взявшись за руки.

Я годка-мал инка.

«По ягоды».

Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держа руки на

поясе.

Много клюквы нашли. Наклоняются, правой рукой достают

носок левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять, Опять идут по кругу.

Мы опять идем искать. Наклоняются, левой рукой касаются

носка правой ноги, не сгибая колен.

                                                     Приложение 7

Пальчиковые игры.

«Водичка-водичка».

Водичка-водичка - перебираем пальцами сверху вниз

Умой мое личико - умываем личико правой рукой и левой рукой

Чтобы глазки блестели - от носа вдоль глаз в стороны

Чтобы щечки краснели - подушечками пальцев стучим по щечкам

Чтоб смеялся роток - улыбаемся, руки возле рта

Чтоб кусался зубок - стучим зубками.

«Ножки и ноги».

Большие ноги шли по дороге - поочередно правой и левой рукой (полной ладошкой) ударяем по столу

Топ- топ -топ - стучим ладошками по столу

Маленькие ножки бежали по дорожке -поочередно правой и левой рукой ударяем по столу (кончиками пальцев)

Топ-топ-топ-бьем по столу кончиками пальцев.

«Снег».

Как на горке снег-снег - руки вверх, пальчиками перебираем

И под горкой снег-снег - руки вниз, пальчиками перебираем

А под снегом спит медведь - руки под щеку

Тише-тише не шуметь -один пальчик к губам, затем указательным пальчиком машем в стороны.

«Табунок».

Это помощники мои - руки находятся на столе, ладони внизу

Их как ты хочешь, поверни - поворачиваем ладони в разные стороны

По дороге серой, гладкой - проводим руками по столу

Скачут пальцы, как лошадки.

Скок-скок-скок, скок-скок-скок,

Скачет наш табунок - продвижение вперед левой, а потом правой рукой, сгибая и разгибая пальцы рук.

«В гости».

К Жоре гости прибежали - пальчики рук «бегут» по столу

Все друг другу ручки жали - делаем несколько рукопожатий

Здравствуй, Миша! - большие и указательные пальцы рук соединяем подушечками, образуя кольца

Здравствуй, Вера! - соединяем подушечки средних и больших пальцев

Рад, Гриша! - соединяем безымянные и большие пальчики

Рад, Лера! - здороваются большие пальцы и мизинчики

Хотите пирожок? - ладошки соединяем в виде пирожка

А может, коржик? - показываем раскрытые ладошки

Или же рожок? - сжимаем кулачки на обеих руках

Вот горох вам на дорожку - ребенок раскрывает свои ладошки, а вы легонько стучите по ним, как будто сыпется горох

Вы берите понемножку! - ребенок щиплет ладошку, как бы собирая горох

С ручек все встряхните крошки - трясем кистями рук и хлопаем в ладошки.

«Репка»

Мы репку сажали - пальцами как-будто роем ямку на ладошке

Репку поливали - имитируем, как из лейки льется вода

Выросла репка - выпрямляем все пальчики рук

Хороша и крепка! - ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону

А вытянуть не можем! Кто нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! - расцепляем руки, трясем кистями.

«Оладушки».

Когда мама месит тесто, Всем так интересно - одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим

Ладушки, ладушки! - дружно хлопаем в ладоши

Что пекли? Оладушки - одной рукой как-будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто

Раз – оладушек для папы - как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам

Два – оладушек для мамы. Три — …. Четыре — …. называем разные имена людей, которые знает ребенок

А Миша-дружок Получает пирожок! - сцепляем кисти рук

Очень вкусно!

«Хозяйство».

Наши уточки с двора: Кря-кря-кря - пальцы слаживаем как раскрытый клюв

Наши гуси у пруда: Га- га- га - как будто открываем, закрываем клюв

Наши гуленьки в саду: Гу- гу-гу - руки поднимаем вверх, машем кистями

Наши курочки в окно: Ко-ко-ко - стучим указательным пальчиком

А вот Петя-петушок Рано-рано поутру - спину выпрямляем, голову поднимаем, руки ставим в стороны

Нам споет: Ку-ка-ре-ку! - машем руками как крыльями и кукарекаем

«Мальчики».

Этот мальчик хочет спать - малыш разворачивает одну ручку ладошкой к себе, другой ручкой загибает мизинчик на этой руке

Этот мальчик лег в кровать - загибаем безымянный палец

Этот пальчик чуть вздремнул - загибаем средний палец

Этот сразу же уснул - загибаем указательный палец

Этот очень крепко спит и тихонечко сопит - загибаем большой палец

Будут птички щебетать - пальцы одной руки слаживаем как раскрытый клюв, открывая и закрывая его

Будут мальчики вставать! - пальцы второй руки распрямляем.

«Пирог».

Тесто ручками помнем - сжимаем и разжимаем пальчики

Пирог сладкий испечем - слаживаем ладони обоих рук в виде пирога

Серединку смажем джемом - гладим пальчиками ладонь одной руки

А верхушку вкусным кремом - приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения

И кокосовой крошкой присыпаем пирог немножко - имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук

А потом и чай заварим - как-будто помешиваем чай

Пирогами вас одарим - слаживаем пальцы в кулачки.

                                                                                                  Приложение 8

Подвижные игры.

«Мыши водят хоровод».

Перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами: Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

«Солнышко и дождик».

Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

«Воробушки и кот».

На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда. Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

«Воробушки и автомобиль».

Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

«Кот и мыши».

Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

«У медведя во бору».

Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

«Через ручеек».

Обозначаются две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга. Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

«Птички и кошка».

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

«Снежинки и ветер».

По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

«Найди себе пару».

Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie