"Наши руки не знают скуки"















Программа занятий
Наименование дополнительной образовательной услуги |
Программа кружка дополнительного образования «Наши руки не знают скуки», МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 4» |
Руководители программы |
Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 4» Духопел Елена Алексеевна – высшая квалификационная категория. |
Заказчик программы |
Родительская общественность, педагогический коллектив МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 4» |
Организация-исполнитель программы |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4» |
Целевая группа |
Воспитанники среднего дошкольного возраста |
Направленность программы |
Приобщение детей к художественному и ручному труду |
Цель программы |
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию. |
Система реализации контроля за программой |
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет воспитатель |
Ожидаемые результаты |
Познакомятся с различными материалами и их свойствами. Освоят навыки работы с ножницами и клеем. Научатся некоторым приемам преобразования материалов. Научатся видеть необычное в обычных предметах Разовьют мелкую моторику рук. Овладеют различными приемами преобразования материалов. Освоят обобщенные способы работы. Разовьют познавательные, конструктивные способности. Разовьют интерес к результату и качеству поделки. Разовьется поисковая деятельность. Освоят умение анализировать поделку. Сформируется положительное отношение к труду. Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. Подготовится рука к письму. |
Сроки реализации программы |
1 год |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы.
Программа направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.
2. Новизна программы.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций.
3. Актуальность программы.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
4. Отличительные особенности программы.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.
6. Цель программы:
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе художественно-эстетической деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.
7. Задачи программы
- Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
- Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
- Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
- Изготовление поделок вместе с родителями.
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
8. Возраст детей.
Программа рассчитана для работы с детьми 4-5лет. Набор детей свободный, состав постоянный. Базовые знания у детей имеются.
9. Срок реализации данной программы 1 год.
10. Формы и режим занятий.
Работа проводится в форме кружка. Общее количество занятий - 62 в год с периодичностью 2 раза в неделю.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
Научатся видеть необычное в обычных предметах
Разовьют мелкую моторику рук.
Овладеют различными приемами преобразования материалов.
Освоят обобщенные способы работы.
Разовьют познавательные, конструктивные способности.
Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Разовьется поисковая деятельность.
Освоят умение анализировать поделку.
Сформируется положительное отношение к труду.
Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
12. Форма подведения итогов.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, республики, Российской Федерации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
практика |
|||
кол-во занятий |
Часов,мин. |
||||
1 |
Работа с природным материалом |
12 |
4ч |
1ч |
3ч |
2 |
Работа с бумагой, картоном |
16 |
5ч 30мин |
1ч 20 |
4ч |
3 |
Работа с тканью, нитками |
6 |
2ч |
30мин |
1ч 30мин |
4 |
Работа с пластилином |
16 |
5ч 30 |
1ч 20 |
4ч |
5 |
Работа с бросовым материалом |
8 |
2ч 40мин |
40мин |
2ч |
6 |
Работа с соленым тестом |
4 |
1ч 20мин |
20мин |
1ч |
7 |
Итого в год |
62 |
20ч 40мин |
5ч 10мин |
15ч 30мин |
Работа проводится с детьми среднего возраста два раза в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий – 20 минут.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата проведения |
Тема |
Программное содержание |
Материалы и оборудование |
Методы и приемы |
Работа с родителями |
|||
Октябрь |
||||||||
1 неделя Занятие 1 |
«Ёжик» «Осенняя сказка» (аппликация из сухих листьев) «Лоскуток на лоскуток -получился теремок» (аппликация из лоскутков разной ткани) «Осенние салфетки» (печатание листьями на ткани) «Красивые платочки» (узор на квадрате из осенних листьев) «Самолёт. Вертолёт.» («коллаж» из листьев) «Вкусная картина». (аппликация из круп: пшено, манка, гречка) |
Упражнять в создании образа ежика с помощью пластилина и семян подсолнечника. |
Семена подсолнечника, пластилин, доски. Картинки с изображением ёжика. |
Загадка о еже. Рассматривание картинок. Моделирование из природного материала. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами. |
Опрос « Чем любит заниматься ваш ребёнок по вечерам». |
|||
Занятие 2 |
«Осенние картины» |
Учить детей создавать картины из осенних листьев и цветочных лепестков. Дать начальное представление о художественной технике «коллажирование». |
Картины художников с изображением осенних пейзажей. Засушенные осенние листья, ножницы, картон, клей, кисточки, салфетки. |
Рассматривание картин. Наклеивание сухих листьев на картон. |
Мастер-класс « Как правильно заготовить и обработать природный материал для детского творчества» |
|||
2 неделя Занятие 3 |
«Осенняя сказка» |
Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на основу, закреплять знакомые приемы наклеивания, развивать воображение, творческие способности. |
Образцы героев из сухих листьев (заяц, белка, мишка). Шаблоны с изображением героев. Засушенные осенние листья, ножницы, картон, клей, кисточки, салфетки. |
Разгадывание загадок. Рассматривание образцов. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение. |
Информация «Поделки из сухих листьев вместе с детьми». |
|||
Занятие4 |
«Лоскуток на лоскуток-получился теремок» |
Знакомить со свойствами тканей. Учить создавать образ из готовых деталей, наклеивать ткань на картон, создавать композицию. Закрепление знаний геометрических фигур. |
Образец теремка из лоскутков. Шаблоны деталей для теремка. Лоскутки разных тканей, ножницы, шаблоны, клей, кисточки, картон. |
Рассматривание образца, лоскутков. Подбор деталей. Наклеивание ниток и ткани на изображение. |
Консультация «Развитие интереса у детей к ручному труду» |
|||
3 неделя Занятие 5 |
«Осенние салфетки» |
Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Познакомить с новой техникой рисования. |
Салфетки с разными узорами из листьев. Листья с разных деревьев, краски, кисточки, тампоны, ткань. |
Рассматривание салфеток. Показ разных приёмов печати листьями. Печать листьями. |
Индивидуальные беседы с родителями о важности развития творческих способностей детей. |
|||
Занятие 6 |
«Красивые платочки» |
Продолжать учить детей создавать узоры из осенних листьев в технике «аппликация»:украшать «платки» (квадратные формы элементами, повторяющимися или чередующимися). |
Образцы платочков. Листья разной формы и величины, клей, бумага квадратной формы, кисточки, салфетки. |
Анализ и рассматривание образца. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение. |
Анкетирование «Условия развития творческих способностей ребёнка в семье» |
|||
4 неделя Занятие 7 |
«Самолёт. Вертолёт». |
Развивать чувство цвета, формы, гармонии, художественный вкус. Содействовать развитию ассоциативного восприятия, способности «читать» форму и наделять её разными смыслами. |
Картинки с изображением разных поделок из листьев и семян (транспорт) Семена ясеня, пластилин. |
Разгадывание загадок о видах транспорта. Рассматривание картинок. Моделирование из природного материала. |
Рекомендация «Приобщайте ребёнка к ручному труду». |
|||
Занятие 8 |
«Вкусная картина». |
Развитие творческого воображения, мелкой моторики рук, умения аккуратно и осторожно использовать в работе мелкий и сыпучий материал. |
Образцы картинок из круп. Крупа (манная, пшённая, гречневая и др.),картон, клей, салфетки. |
Беседа о технике безопасности при работе с мелким и сыпучим материалом. Моделирование из природного материала. |
Памятка «Учите детей соблюдать технику безопасности при работе с мелкими и сыпучими материалами» |
|||
Ноябрь |
||||||||
1 неделя Занятие 1 |
«Мухомор есть нельзя, но какая красота!» |
Учить ровно наносить пластилин по контуру рисунка, проявлять в ходе работы творчество и фантазию. Развивать мелкую моторику рук. |
Картинки с изображением грибов. Пластилин, доски, картон салфетки. |
Загадки про грибы. Показ образца. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе. |
Консультация «Что такое мелкая моторика и как её развивать». |
|||
Занятие 2, 3 |
«Тучка и дождик» |
Упражнять в создании образа тучки и капелек дождя, используя рис. На контур тучки дети приклеивают рис, раскрашивая его затем голубым цветом. |
Аудиозапись песенки дождя. Видеозапись дождя. Рисовая крупа, картон, клей, краски, кисточки. |
Прослушивание и просмотр аудио и видеозаписей. Анализ образца работы. Наклеивание круп на картон. Раскрашивание круп. |
Работа по организации в группе центра творческого развития детей. |
|||
2 неделя Занятие 4,5 |
«Семейная фотография» |
Воспитывать уважение к семейным традициям. Развивать умение выбирать материал для работы, составлять композицию. |
Фотоальбомы семейные. Фоторамки разного вида. Заготовка рамки, разный природный материал (ракушки, камешки, песок, крупы, семена). |
Рассматривание альбомов. Беседа о родных. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе из природного материала. |
Выставка творческих работ на тему: «Моя семья». |
|||
Занятие6 |
«К нам гости пришли, калачей мы напекли» |
Вызвать интерес к лепке из теста. Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику. |
Кукла, самовар, чашки. Солёное тесто, салфетки, доски. |
Сюрпризный момент «К нам гости пришли». Лепка предметов из теста и их закрашивание. |
Консультация «Воспитание усидчивости и терпения через совместное творчество». |
|||
3 неделя Занятие 7,8 |
«Лоскутное одеяло» (техника «печворк») |
Познакомить с техникой «печворк». Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла. Подводить к освоению понятия «часть и целое», формировать навыки сотрудничества и планирования работы. |
Лоскутное одеяло. Лоскутки разноцветной ткани, клей, картон. |
Изучение техники работы «печворк». Наклеивание ткани на основу. Составление целого из частей. |
Круглый стол «Развитие творческих способностей наших детей в семье». |
|||
4 неделя Занятие 7 |
«Бусы для Маруси» |
Учить подбирать детали изделия по цвету, форме, размеру. Развивать мелкую моторику, чувство ритма, усидчивость. |
Кукла, бусы из разных материалов. Пуговицы, бусинки, колечки и другой бросовый материал. Нитки для бус. |
Сюрпризный момент «У Маруси рассыпались бусы» Нанизывание предметов с отверстиями на нить. Скрепление различных деталей. |
Информация «Игры и игрушки развивающие мелкую моторику ребёнка». |
|||
Занятие 8 |
«Расцвели у нас цветы на подоконнике» |
Продолжать учить выбирать материал для задуманной поделки, способы его обработки. Развивать творческую фантазию, воображение, эстетический вкус. Воспитывать трудолюбие. |
Образцы цветов выполненных в разной технике и из разной бумаги. Бумага разной фактуры и цветов, ножницы, клей, картон. |
Анализ образцов, выбор техники и материала. Изготовление цветов из бумаги разной фактуры, разными способами. |
Папка – передвижка «Безопасность ребёнка в доме». |
|||
Декабрь |
||||||||
1неделя Занятие 1,2 |
«Снежинка» |
Продолжать закреплять умения работать с пластилином. Развивать эстетический вкус. Воспитывать любовь к природе. |
Схемы изображения и изготовления снежинок. Пластилин, крупа, картон. |
Загадки о снежинке. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе из природного материала. |
Индивидуальные беседы с целью активизации родительского сотворчества с детьми. |
|||
2 неделя Занятие 3,4 |
«Елочные игрушки» |
Закреплять полученные знания и конструкторские навыки. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел. |
Искусственная ёлочка. Солёное тесто, гуашь, кисточки, вода, салфетки, нитки. |
Беседа о предстоящих праздниках. Лепка предметов из теста и их закрашивание. |
Анкетирование «Необходимость и польза совместного творчества с детьми в семье». |
|||
3 неделя Занятие 5,6 |
«Снегири» Коллективная работа. |
Закреплять умения раскатывать пластилин прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для утончения фигур. |
Картинки и фотографии с изображением снегирей. Образец. Пластилин, картон. |
Рассматривание картин и образца. Раскатывание пластилина прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для утончения фигур. |
Памятка «Попробуйте сделать вместе с детьми». |
|||
4 неделя Занятие 7,8 |
«Новогодняя открытка» (по замыслу) |
Продолжать развивать умения вырезать различные элементы, наклеивать. Развивать чувство цвета. Учить планировать свою трудовую деятельность. |
Новогодние открытки. Бумага разной фактуры, крупы, пластилин, клей, кисти, краски, салфетки. |
Беседа о том, как люди поздравляют друг друга с праздником. Наклеивание разных материалов. Раскрашивание. Пластилинопластика. |
Родительское собрание «Скоро, скоро Новый год!». |
|||
Январь |
||||||||
3 неделя Занятие 1, 2 |
«Птичка- синичка» |
Работа с шаблоном, продолжать учить детей работать с выкройками. Вызвать интерес к поделке из природного материала. |
Картинки, открытки, фотографии с изображением синиц. Горох, гречка, картон, пластилин. |
Рассматривание изображений синицы. Работа по шаблонам. Выкладывание мозаики из круп на пластилиновую основу. |
Консультация « Приобщение ребёнка к ручному труду». |
|||
4 неделя Занятие 3,4 |
«Закладка для книг» Аппликация |
Продолжать учить складывать лист пополам, с угла на угол. Учить округлять углы у заготовки. Украшать поделку. |
Закладки для книг. Бумага, ножницы, клей, салфетки. |
Беседа о бережном отношении к книге. Конструирование с элементами аппликации. |
Мастер – класс «Вторая жизнь бумаги» |
. |
Карточка с буквой «3». Схемы слов, звуков. Счетные палочки, тетради, разрезные азбуки. |
Фонетическая зарядка. Артикуляция звука [з] Чтение скороговорок. Знакомство с буквой «3». Звуковой анализ слов. Работа с разрезными азбуками, работа в тетрадях. |
Февраль |
||||||||
1 неделя Занятие 1,2 |
«Открытка с сюрпризом» |
Поделка ко Дню Защитника Отечества. Развитие творческих способностей, воспитание любви и уважения к ближним. |
Открытки ко Дню Защитника Отечества. Картон, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны медалей. |
Беседа о празднике. Рассматривание открыток. Анализ образца. Аппликация с элементами рисования. |
Поздравление пап и дедушек с праздником, выставка работ. |
|||
2 неделя Занятие 3,4 |
«Сердечки» |
Продолжать работу с шаблонами, учить вырезать по контуру, аккуратно выполнять работу. |
Сердечки из солёного теста. Солёное тесто, шаблоны, краски, бусинки, крупа, ленточки. |
Беседа. Анализ образца. Лепка предметов из теста и их закрашивание. |
Информация «Рецепты солёного теста для детского ручного труда». |
|||
3 неделя Занятие 5,6 |
«Брелок» (по замыслу) |
Продолжать закреплять навыки работы с тестом. Учить реализовывать свой замысел. Радовать своим трудом родных и близких. |
Брелки из солёного теста разной формы. Солёное тесто, шаблоны, краски, бусинки, крупа, ленточки. |
Беседа. Анализ образца. Лепка предметов из теста и их закрашивание. |
Анкетирование «Что ждёт поделку, сделанную ребёнком в детском саду дома». |
|||
Март |
||||||||
Неделя Занятие 1,2 |
«Ветка мимозы» |
Развитие мелкой моторики рук путём сворачивания шариков из салфеток, умения наклеивать объёмные детали. |
Букет из веток мимозы. Объёмная аппликация «Ветка мимозы». Салфетки бумажные, клей, кисточки, картон. |
Беседа о первом весеннем празднике. Рассматривание мимозы. Анализ образца. Изготовление и наклеивание объёмных деталей из бумаги. |
Памятка «Упражнения для развития мелкой моторики рук». |
|||
3неделя Занятие 3,4 |
«Подснежники» |
Учить собирать из модулей цветок, закреплять заготовку. Воспитывать чувство любви и уважения к маме. |
Картинки и фотографии с изображением подснежников. Образец поделки. Пластиковые ложки, трубочки, пластилин, цветная бумага, стаканчики из-под йогурта. |
Отгадывание загадки про подснежник. Рассматривание картинок и фотографий. Анализ образца. Конструирование из бросового материала. |
Мастер – класс «Всё, что больше не годиться, для поделки пригодиться». |
|||
4 неделя Занятие5,6 |
«Корзина с цветами» |
Закрепление навыков работы с бумагой Учить вырезать круги и овалы, составлять из них цветы и бутоны на стебле с листьями. |
Корзина с образцами цветов из бумаги, выполненных в разной технике. Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки. |
Отгадывание загадок про цветы. Анализ образца. Конструирование с элементами аппликации. |
Семинар-практикум «Использование бросового материала для ручного труда с детьми». |
|||
Апрель |
||||||||
1 неделя Занятие 1,2 |
«Пестрые бабочки» |
Формировать самостоятельность в выборе цвета заготовок и конструкции. Учить радоваться результатам труда. |
Образцы бабочек, сделанных из разного бросового материала. Цветная бумага, фантики от конфет, ножницы, клей, кисточки, салфетки. |
Отгадывание загадки про бабочку. Анализ образцов. Выбор материала и инструментов для выполнения работы. Конструирование из бросового материала. |
Совместная работа по оформлению веранды на игровом участке поделками из бросового материала. |
|||
Занятие 3 |
«Гуси среди цветов» |
Продолжать учить вырезать и составлять предмет из частей разной формы. Видоизменять положение частей в разных сюжетных ситуациях. |
Образец поделки. Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки. |
Анализ образца. Изготовление и наклеивание объёмных деталей из бумаги. Составление предмета аппликации из частей разной формы. |
Консультация « Особенности развития у детей навыков работы с ножницами». |
|||
Занятие 4,5 |
«Гирлянда из цветов и пчел» |
Работа с шаблоном, самостоятельно выбирать цветовую гамму. Развивать эстетический вкус. |
Образцы гирлянд из цветов. Шаблоны цветов и пчёл. Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки, шпагат. |
Отгадывание загадок про цветы и насекомых. Рассматривание образцов. Конструирование с элементами аппликации. |
Памятка « Правила пользования колющими и режущими предметами на занятиях ручного труда». |
|||
Занятие 6,7 |
«Ромашки для Наташки» |
Закреплять полученные навыки и умения по работе с разными материалами. Развивать творческие способности детей. |
Образец поделки. Ватные диски, фетр, картон, ножницы, клей. |
Отгадывание загадок про ромашку. Рассматривание образца поделки, анализ. Наклеивание ватных дисков на изображение. |
Консультация « Учите ребёнка видеть прекрасное вокруг себя». |
|||
Май |
||||||||
Неделя3 Занятие 1 |
«Весёлые подсолнухи» |
Учить использовать в работе полученные ранее знания и умения. Самостоятельно делать выбор. Радоваться результатам труда. |
Картинки с изображением подсолнухов. Семена гречки, пшена, картон, пластилин. |
Рассматривание картинок. Отгадывание загадки. Конструирование с элементами аппликации. |
Буклет «Развивающие игры и упражнения для рук». |
|||
Занятие 2 |
«Надел одуванчик жёлтый сарафанчик» |
Закрепление навыков работы с ножницами. Воспитание бережного отношения к природе. |
Картинки с одуванчиками. Бумажные салфетки, пластилин, картон. |
Загадка про одуванчик. Анализ образца. Конструирование с элементами аппликации. |
Индивидуальные беседы с родителями детей с низким уровнем развития мелкой моторики рук. |
|||
Неделя 4 Занятие1 |
Диагностика |
Выяснить уровень полученных умений и навыков работы с разными материалами, инструментами. |
Работы детей. |
Анализ выставки работ детей. |
Рекомендации по результатам диагностики. |
|||
Занятие 2 |
Итоговое занятие « Страна мастеров». |
Обобщение знаний детей по изученным темам. |
Разные виды материалов и инструментов, пластилин, клей, и т.д. |
Работа с разными видами материалов. |
Открытый показ. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап– подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап-обучение приемам изготовления.
4 этап-изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
Самостоятельное изготовление поделки.
Анализ готовых поделок своих и товарищей.
Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
- Приемы и методы организации.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
3.Дидактический материал.
Образцы поделок.
Схемы выполнения работ.
Предметные картинки.
Фотографии.
Видео и аудио записи.
Репродукции картин.
Дидактические куклы.
Атрибуты для игр.
Видеокассеты и диски с познавательной информацией.
Фотоальбомы.
Книги.
Наборы открыток.
Коллекции.
Художественная литература.
Учебно-наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста “Школа волшебников”, С.И. Мусиенко.
Альбом самоделок “Мастерицам” Т. Грачева.
“Путешествие в антресолию, или чудесное превращение перчаток в…”, серия “Самоделки”, Т. Баева.
4.Техническое оснащение занятий.
Материал для работы с детьми
- Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои).
- Картон (однослойный и многослойный).
- Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
- Фломастеры, маркеры, карандаши.
- Бутылочки от: шампуня, крема, витамин, минеральной воды, соков.
- Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
- Леска.
- Пуговицы.
- Резина.
- Скотч.
- Ткань.
- Веревочки разной толщины.
- Пластмассовые баночки.
- Цветной бисер.
- Скорлупа от: грецких, кедровых орехов, фисташек.
- Семечки. Крупа.
- Обертки от конфет и шоколада.
- Цветные иллюстрации.
- Клей. Пластилин.
Инструменты для работы
- Ножницы.
- Линейка.
- Кисточки.
- Палочки.
- Доски для работы с пластилином.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов:
1. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;
2. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
3. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
4. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;
5. Гершензон М.А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;
6. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
8. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
9. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
10. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
11. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
12. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
13. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
14. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;
15. “Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”;
16. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
17. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
18. Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
19. “Очумелые ручки” - телепередача “Пока все дома”;
20. “Субботник” - субботняя телепередача;
21. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.
Список литературы для детей:
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси»; «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».
Сказки. «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза. В. Вересаев. «Братишка»; М. Зощенко. «Показательный ребенок»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
- Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
- Владеет приемами работы с различными материалами.
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
- Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
- Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
- Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
- Выполняет работу по замыслу.
- Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
- Показывает уровень воображения и фантазии.
- Использует в работе разные способы ручного труда.
Педагогическое обследование детей по ручному труду
(средняя группа)
№ п/п |
Задания, вопросы |
Используемый материал при выполнении задания |
Знания, умения, навыки |
|
сформированы |
на стадии формирования |
|||
1 |
Узнай и назови вид материала и его свойства |
Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки – небольшие фрагменты |
Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств |
Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств |
2 |
Овладение приемами работы с материалами |
Клей, ножницы, стека, палочки |
Владеет приемами (режет, склеивает) |
Владеет приемами |
3 |
Развитие конструированных способностей и художественного вкуса |
Природный, бросовый и вспомогательный материал |
Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее |
Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого |
4 |
Мелкая моторика рук |
Мелкие вспомогательные детали, мозаика |
Прочно скрепляет детали самостоятельно |
Пытается скреплять самостоятельно или с помощью |
Диагностика по ручному труду
(средняя группа)
№ п/п |
Список детей |
Свойства материалов |
Овладение приемов работы с материалами |
Развитие конструктивных способностей(резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать) |
Мелкая моторика |
|||||
природный |
пластилин |
бумага |
нитки |
тесто |
бросовый |
|||||
Сформирован - На стадии формирования -
Не сформирован -
Приложение2
Пословицы и поговорки
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Каков мастер, такова и работа.
Умелые руки работы не боятся.
В хорошей артели всяк при деле.
Сперва думай, потом делай.
Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.
Сломать легко, сделать трудно.
Есть терпение будет и умение.
Кто первый в труде, тому слава везде.
Кто работы не боится, у того она и спорится.
Кто в труде впереди, у того орден на груди.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мало хотеть надо уметь.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
С умом больше сделаешь, чем одной силой.
Глаза страшатся, а руки делают.
Труд все побеждает.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
От желания к исполнению приложи умение.
Наскоро сделать – переделывать.
Делал наспех, сделал на смех.
Голова научит, а руки сделают.
Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Работа хвалит мастера.
Над чем постараешься, тому и порадуешься.
Каждое дело любовью освещается.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Где не возьмешь топором, там возьмешь смекалкой.
Веселись, играй, да дело знай.
Глаза облюбовали, а руки сделали.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
Без волненья, без заботы не ищи радости от работы.
Хором бригадир, хороша и работа.
Хорошему работнику мало уменья, нужна привычка.
Воля и труд дивные всходы дают.
Говорить легко, а делать трудно.
Дерево смотрят в плодах, а человека в делах.
Ленивые руки не родня умной голове.
Нерадивый дважды дело делает.
Честный труд – наше богатство.
Не говори что делал, а говори что сделал.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Трудолюбивый за что не возьмется – все заблестит.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Хорошая работа два века живет.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Делай хорошо, а плохо и само получится.
Сам молчун, а руки громкие.
Не стыдись не знать, стыдись не научиться.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Кому работа в тягость, тот не знает радость.
Каков человек, таков и инструмент.
От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.
Поспешишь – людей насмешишь.
От скуки бери дело в руки.
Пальчиковые игры
Буквы
Буквы из мозаики нравятся и заиньке,
И ежу, и мишке – вот они, детишки.
Слово
Буква “К” съедобная, из печенья сдобного.
Буква “У” из желудей, что в шкатулочке моей.
Буква “3” готова из семян фруктовых.
“Я” из пуговок сложили, слово “Кузя” получили.
Кузя - милый наш щенок, приглашает на урок.
Сказки оживают
Кусочки пластилина катает наша Зина:
Шарики, колбаски, и оживают сказки.
Пальчики стараются, лепят, развиваются.
Все из пластилина
Из пластилина овощи, из пластилина буквы.
Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.
Бумажный дом
Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.
Снежинка
Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,
Отогну еще разок, получился уголок.
Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!
Коврик
Коврик плету из полосок бумажных.
Видела коврик такой я однажды.
Яркими красками коврик горит,
Можно подружке его подарить.
Театр
Кукол рисую, потом вырезаю.
С ними в театр интересно играю.
Нравится маме театр бумажный.
Ловкие руки – как это важно!
Карандаш
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Орехи
Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
Бусинки – горошки
Покатаю я в руках бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.
Катя – мастерица
Если Катя в лес пойдет, разных шишек наберет.
А потом полдня сидит, терпеливо мастерит:
Зайчиков и мишек, все из разных шишек.
Бусы
Зайка желуди собрал, их на нитку нанизал.
Очень маме угодил, - он ей бусы подарил.
Робот
Робот маму удивил: робот по столу ходил,
А затем пустился в пляс, спрыгнув прямо на палас.
Удачный кораблик
Скорлупка ореха, из палочки – мачта.
Плыви, мой кораблик, ты сделан удачно.
Золотой коврик
Листья осенью сушила, как хорош подарок мой!
В день рождения вручила маме коврик золотой.
Муха
Муха не летящая, муха не жужжащая,
Сделана из желудей. Ты не настоящая.
Жираф
Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют.
А у меня жираф из палочек – из палочек, из выручалочек.
Силач
Палочки я разбросаю, снова в руку их возьму,
Быстро силу набираю, скоро гирю подниму.
Журавль
Семечек белых от тыквы взяла, птица похожа, да только бела.
Краску беру и журавль – настоящий.
Встретит он братьев, к нам с юга летящих.
Ослик
Ослик отличный вышел из пробок.
только характером ослик мой робок:
Тигра боится, от волка бежит,
И по – ослиному громко кричит.
Приложение3.
Занятие - беседа для детей
“Ознакомление со свойствами бумаги”
Цель: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.
Ход занятия – беседы
Дети сидят за столами. Перед каждым из них по 4 полоски бумаги: 3 белых полоски (папиросная бумага, глянцевая, чертежная), 1 - из цветной бумаги (у детей, сидящих за одним столом, полоски должны быть разного цвета).
“Сегодня мы с вами,- говорит педагог - будем рассматривать бумагу. Что будем делать? Посмотрите, что лежит перед каждым из вас”. Выслушивает ответы детей: бумага, кусочки бумаги, полоски, ленточки из бумаги; продолжает: “Про них можно сказать и по-другому: бумажные полоски. Какие полоски? Скажите, какого цвета бумажные полоски. (“Белые, серые, есть красные, синие, есть желтые ... ”)
Можно сказать, что бумага бывает разных цветов,- уточняет педагог.- Как я сказала про бумагу? Она бывает ... ? (“Разных цветов”.) Потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она”. Выслушивает ответы, обобщает: “Есть гладкая бумага. Попадается шероховатая, поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой. Теперь определите толщину полосок. Что вы заметили? (“Одни полоски - из тонкой бумаги, другие - из толстой, а одна – из очень тонкой бумаги”.)
Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите? (“Шуршит”.) А что еще вы заметили? (“Мнется”.)
Вся бумага мнется: и тонкая, и толстая, и гладкая. Мнется и белая бумага, и цветная”, - объясняет воспитатель. Затем она предлагает распрямить смятую бумагу, спрашивает, стала ли она такой же красивой, как была, делает вывод: “Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась. Итак, бумага легко мнется и что? (“Не распрямляется, не разглаживается”.)
А сейчас оторвите по кусочку от полосок. Что вы заметили? (“Очень легко оторвать кусок от любой полоски”.)
Послушайте, как я скажу про бумагу: бумага легко рвется.
Она непрочная. Как я сказала про бумагу, какая она? Почему мы говорим, что бумага непрочная?”
Дети садятся лицом к воспитателю. Она говорит: “Перед вами стоит таз. Таз с водой. Возьмите любую бумажную полоску и погрузите - опустите ее в воду, затем возвращайтесь за столы.
Смотрите, кукла Наташа пришла. Добрый день, Наташа! Мы тебе нужны?”
Кукла, поглядывая на детей, что-то шепчет воспитателю.
Та поясняет детям: “Наташа хочет загадать вам загадку. Она принесла два платья. Одно из них можно стирать, а другое стирать нельзя. Угадайте, которое платье можно стирать и почему, а которое не следует стирать”. Выслушивает ответы детей, обобщает: “Красное платье из бумаги, поэтому его нельзя стирать. Оно порвется. И не просто порвется, а, … Впрочем, посмотрите сами, что бывает с бумагой, если поместить ее в воду”.
Воспитатель достает и выкладывает на поднос мокрую бумагу; приглашает детей (лучше подгруппами) взглянуть, потрогать, отжать бумагу; выслушивает замечания детей, обобщает их: бумага в воде расползлась. После того как вторая подгруппа рассмотрит намокшую бумагу и вернется на стулья, педагог подводит итог наблюдаемому на занятии, вычленяя особенности бумаги (см. цель занятия).
Занятие - беседа для детей
“Ознакомление со свойствами ткани”
Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; тонкая и толстая; гладкая и не гладкая). Одну ткань легко смять, другая не мнется совсем. Ткань труднее рвать, чем бумагу. Ткань намокает, но не расползается в воде. Ткань прочная. Обогатить и уточнить словарь детей.
Ход занятия - беседы
Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежат по три лоскута разной ткани: шерсти, ситца или сатина, шелка. Два лоскута из однотонной ткани (плотная шерсть и, например, сатин), один - из пестрой. У детей, сидящих за одним столом, должны быть разные лоскуты.
“Сегодня, - говорит воспитатель, - мы будем рассматривать ткань. Перед каждым из вас лежат кусочки, а можно сказать - лоскутки (как можно сказать?) разной ткани. Посмотрите на них. Давайте выясним, что можно сказать про ваши лоскутки, если не трогать их руками, а просто посмотреть на них”. Выслушивает ответы, обобщает их: “Правильно. Можно рассказать, какая ткань по цвету. У кого какая?
Есть ткань синяя. Есть красная. Эта цветочками. У Оли горошками. Дима говорит, что на его лоскутке есть и красное, и белое, и черное. Видите, какая разная ткань по цвету. Найдите и поднимите лоскуток, который весь синий (или весь черный). Посмотрите на действия соседей по столу. Не ошиблись ли они, выполняя задание?
А теперь положите эти лоскутки отдельно, поодаль от других.
Послушайте, как я скажу про них: они одного цвета, одного тона. Эти лоскутки из одноцветной, однотонной ткани. Из какой ткани? (Ответы детей.)
Найдите и положите к первому еще один лоскуток из одноцветной, однотонной ткани. Теперь скажите, какой бывает однотонная ткань? (“Бывает красной, белой и т. д.”.)
Давайте рассмотрим оставшийся лоскуток. Можно ли про него сказать, что он однотонный? Катя, у тебя какой лоскуток? (“Сам синий, а горошек беленький”.) Говорят, - уточняет воспитатель, - синяя ткань в белый горошек.
А у Андрея? (“У меня красная ткань в белый горошек”.) У кого есть еще лоскутки из ткани в горох? Поднимите, покажите их.
Поднимите лоскутки из ткани цветами и цветочками. Вон их сколько! И все из какой ткани? (“Цветочками”.)
А как сказать про эту ткань? Правильно. Она в полоску. Или можно сказать - полосатая.
А теперь потрогайте, помните все лоскутки и определите толщину ткани. Что заметили?” Выслушав ответы, педагог обобщает: “Ткань бывает толстая и бывает тонкая”.
А когда вы мяли ткань, что выяснили еще? Да, бывает мягкая ткань, бывает не мягкая, попадается шероховатая. Есть гладкая-гладкая ткань. Оля заметила, что на одном из ее лоскутков ткань пушистая.
Дети! Помните, мы с вами мяли бумагу и выяснили, что бумага ... ? (“Легко мнется”.) Измятая бумага так и остается… что? (“Измятой, не распрямляется”.)
Попробуйте мять ткань. Что вы скажете?
Попробуйте оторвать кусочек от лоскутка толстой ткани. И что? (“Не рвется”.) А бумага рвалась?
Дети, если мы бросим лоскутки в воду, что с ними будет? (“Намокнут”.) А порвутся они, как бумага? (Ответы.) Отложите лоскутки и послушайте, что я скажу про ткань: ткань прочная. Она прочнее бумаги.
Теперь посмотрите на свои платья, рубашки, штанишки, рассмотрите, из какой ткани они сшиты”.
На 1 - 2 примерах дети с помощью педагога повторяют качества ткани. Затем они оглядывают одежду друг друга и обобщают: рубашки мальчикам шьют из клетчатой и цветной ткани; брюки, штанишки - из однотонной; платья шьют из разнообразных тканей.
“Сейчас, - говорит педагог, - вы все будете работать в ателье.
Начнете шить разные вещи. Ткань перед вами (имеются в виду три лоскутка. Их можно обменять на лоскутки, имеющиеся у соседа). Из какой ткани вы сошьете красивое платье?”
Каждый показывает подходящий, по его мнению, лоскуток, воспитатель проверяет правильность выбора.
Затем он интересуется, что дети сшили бы из двух других лоскутков, выслушивает и оценивает ответы, подводит итог: говорит, что сегодня дети узнали много интересного о ткани (кратко перечисляет сведения, с которыми познакомились дети на занятии).
Занятие - беседа для детей
“Ознакомление с деревом и металлом”
Цель: используя прием сравнения (в распоряжении детей по пластине из того и другого материала), познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: металл тверже, тяжелее и звонче дерева; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предложить детям, выбрав один из предметов на столе воспитателя, определить, из чего он сделан.
Ход занятия – беседы
Дети сидят за столами лицом к воспитателю. На столах лежат металлические пластины (из “Конструктора”) или медицинские шпатели и деревянные пластины (необработанное дерево, кирпичики разных цветов) (из деревянного “Конструктора”), фланелевые салфетки (используются для того, чтобы предметы не гремели).
Педагог показывает детям металлическую пластинку; спрашивает, из чего она сделана; выслушав, уточняет и обобщает ответы: “Пластина из металла. Если она из металла, про нее можно сказать и так: пластина металлическая”. Дети повторяют.
Педагог показывает деревянную пластинку, по размеру и толщине соответствующую металлической, и проводит анализ, аналогичный первому. Закрепляет в речи детей слова из дерева, деревянный.
Далее воспитатель предлагает сравнить металл и дерево. “Сядьте удобнее, лицом к своему столу,- говорит он,- и возьмите металлическую и деревянную пластинки (их количество должно соответствовать числу детей). Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Металл какой? Правильно, он гладкий. А дерево? (“Шероховатое, не гладкое, шершавое”.) Возьмите металлическую пластинку и попытайтесь ее согнуть. Сильнее, сильнее сгибайте. Сгибается пластинка? А попробуйте согнуть, сломать брусок. И вce-таки дерево мягче, а металл тверже”.
Педагог предлагает провести углом металлической пластины по деревянной и наоборот; спрашивает, что дети заметили, обобщает ответы, повторяет вывод: “Металл твердый, дерево мягче металла, его можно строгать ножом” (показывает).
“Давайте послушаем, как звучат деревянные и металлические предметы,- говорит воспитатель. - Посмотрите, у меня в руках ложки. Они какие? (“Металлические”.) А у меня есть и две деревянные ложки. Вот они. Эти ложки сделаны ... ? (“Из дерева”.) Сейчас я ударю одной металлической ложкой о другую и деревянной ложкой о деревянную. Догадайтесь, когда удар будет звонче. (Выслушивает ответы.) Да, звонче ударяются металлические ложки.
Проверьте, действительно ли металлические предметы, ударяясь, гремят звонче”. Дети ударяют сначала металлическими пластинками, потом деревянными, подтверждают вывод.
Педагог делает обобщения: “Мы познакомились со свойствами дерева и металла, выяснили, что металл гладкий, а дерево какое? (“Шершавое, шероховатое”.)
Мы определили, что металл твердый, а дерево тоже твердое, но мягче металла. Если нажать на деревянную пластинку углом металлической пластины, на дереве останется след (вмятина), звук от удара металлических предметов звонче.
Есть и еще одно отличие. Возьмите в одну руку металлический предмет, в другую - деревянный. Положите их на ладони и догадайтесь, что тяжелее: металл или дерево. Да, металл тяжелее, дерево легче”.
Далее воспитатель предлагает детям взять стулья и поставить их полукругом около ковра (или там, где это удобнее). В центр полукруга выдвигается детский стол. На него педагог высыпает множество деревянной и металлической мелочи: шарики, солдатики, посуду, пуговицы и др. (Предметов из дерева и металла должно быть на 4-5 штук больше числа детей.)
Педагог говорит: “Сейчас я позволю вам взять со стола любой предмет. Не спешите, их хватит всем. Взяв предмет, возвращайтесь на места. Я спрошу, кто что взял. Надо будет назвать и предмет, и материал, из которого он сделан. Например: взяла грибок. Он деревянный - из дерева”.
Воспитатель приглашает к столу детей. Когда они возвращаются на свои места, спрашивает 4-6 детей, что они взяли и какие это предметы; предлагает детям положить то, что они взяли, и, не отходя от стола, выбрать себе по деревянному предмету; предлагает детям: “Вспомните, чем деревянные предметы отличаются от металлических”; проверяет, как выполнено задание. Если ребенок ошибся, предмет от него “убегает”. Воспитатель оценивает результаты выполнения задания.
Затем дети выбирают металлические предметы.
Приложение 4.
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
“ВОЛШЕБНЫЕ ЛОСКУТКИ”
(мозаика из ткани)
Этот необычный вид детских занятий напоминает мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию. Лоскуток за лоскутком – и вот на рамке, обтянутой тканью (лучше других подойдет фланель), появляются таинственный лес и его обитатели или городская улица с высокими домами и троллейбусом.
Для каждого возраста подбираются определенные комплекты рабочих полей и деталей, отличающиеся составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем больше различных по величине и цвету геометрических фигур предлагается для работы.
Работа с мозаикой проходит несколько этапов, на каждом из которых развиваются художественные, познавательные и творческие способности ребенка. Эти этапы – не возрастные и связаны с освоением самой деятельности по конструированию изображений из данного материала, однако их прохождение в разных возрастах будет занимать разное время.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – знакомство с мозаикой. Сначала малыш наблюдает за работой взрослого и других детей. Потом ему предлагается самостоятельно позаниматься с материалом. У малыша на этом этапе отсутствует прямое намерение изобразить что-то конкретное.
ВТОРОЙ ЭТАП – совместная деятельность ребенка и взрослого по достраиванию незавершенного конкретного изображения (цыпленок, поезд). Эта работа проводится с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности конструирования и овладения действием построения конкретного схематического изображения знакомого объекта.
На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ детьми создаются изображения разной степени трудности: овощи, фрукты, пирамидка, деревья, снеговик, здания, транспорт, люди, животные. Ребенок учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов, радуется полученному результату.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – ребенок переходит от конструирования предметных образов к созданию сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок (“Колобок”, “теремок” и др.). Для этого необходимы навыки выделения главных событий сюжета произведения и характерных особенностей сказочных персонажей. Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать изобразительные средства, реализовать замысел в материале и контролировать его осуществление.
Консультация для родителей
“Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей”
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе работа с различными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов.
В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д.Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился.
В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника